Всякое вмешательство в человеческое поведение чревато вредными последствиями, вне зависимости от того, насколько невинна сама процедура вмешательства. Шэкит

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Человеческий фактор

Главная страница -> Как выбирать профессию -> Человеческий фактор

Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает по себе
Ю.Левитанский

Привычными становятся сообщения о судебных исках, которые изуродованные клиенты предъявляют своим стоматологам, косметологам и пластическим хирургам; родственники умерших пациентов – лечащим врачам, потребители – производителям негодных лекарств и продуктов питания. Падают вертолеты и самолеты, теплоходы не могут разъехаться в открытом море, солдаты и офицеры по ошибке убивают друг друга.
Причина большинства техногенных катастроф – так называемый «человеческий фактор». Что включает в себя это понятие?
Во-первых, это направленность личности и жизненные ценности.
Во-вторых, профессиональные знания и умения.
В-третьих, профессионально важные качества.
Итак, найден рецепт, по которому профессионалов можно готовить пачками! Рассмотрим каждый ингредиент подробнее.

Направленность личности

Девушка помогает одинокому пенсионеру. Она делает это бескорыстно или рассчитывает на завещание в свою пользу?
Юноша пришел работать в милицию. Коллеги интересуются: «Ты что же за деньгами не идешь?» «У вас еще и зарплату дают? А я думал: пистолет дали, и крутись, как хочешь». :-)
Человек баллотируется в депутаты. За ним – шлейф преступлений, и ему позарез нужна юридическая неприкосновенность, или у него патологическая тяга к власти? А может, он уверен, что с его помощью государство станет сильнее, а его граждане – счастливее?
Выбор профессии – это только один из многочисленных выборов, неизбежных в жизни каждого человека. Выделяют следующие виды профессиональной мотивации:

Ценностная мотивация («работа важна и интересна сама по себе»);

Смешанная мотивация («работа дело важное, но есть вещи, которые занимают меня гораздо больше»);

Инструментальная мотивация:

  • «материальная мотивация» («работа – источник средств к существованию»);
  • «статусная мотивация» («работа – средство достижения успеха, положения в обществе»);
  • «мотивация развития и самореализации» («работа – средство самовыражения»)

Демотивация, или отсутствие мотивации («работа – неприятная обязанность, если бы я мог, то вообще бы не работал»).

Могу давать уроки английского, немецкого, французского. Но не хочу. :-)

Поступки – одни и те же, мотивы – разные, поэтому так отличаются последствия. Мотивы определяет направленность личности, то есть система ценностей: в частности, для чего ты работать, а глобально – для чего ты живешь. Направленность личности складывается под влиянием множества факторов, иногда противоречащих друг другу: наследственность, личностные особенности, семейное воспитание, круг общения, культурный контекст…
А что лежит в основе мотивов? Фундаментальные понятия, смысл которых неизменен уже тысячелетия: любовь – ненависть, щедрость – жадность, способность прощать – обидчивость, доверчивость – подозрительность, скромность – тщеславие, трудолюбие – лень. Эти качества есть в каждом, все дело в пропорциях, которые мы выбираем сами.
Среди факторов, отравляющих и укорачивающих жизнь, главное место занимают страх, печаль, уныние, тоска, малодушие, зависть, ненависть.
Любовь, щедрость, способность прощать, доверчивость, скромность – это то, что мы ценим в других, что наполняет нашу жизнь радостью и смыслом.

Профессиональная компетентность

Только в кино пассажир, впервые оказавшийся в кабине пилота, благополучно сажает самолет. Чтобы спасти утопающего, смелости и самоотверженности недостаточно – необходимо знать приемы спасения на воде, не говоря уже о профессиональных навыках хирурга, строителя, машиниста.
Один из признаков профессии – профессиональное обучение. Несмотря на многообразие новых форм и методов, его смысл неизменен – передача ученикам секретов ремесла. Одни профессии можно освоить за недели (обучение на рабочем месте продавца, диспетчера, контролера), другие – за годы (инженер, врач, учитель, юрист, летчик, военный). Признак мастерства – стремление к совершенству и потребность в профессиональном развитии.
Важнейшим условием получение качественного профессионального образования является способность человека к самообразованию и саморазвитию.
Несколько лет назад произошел курьезный случай. Оказалось, что участковый врач, оказавшийся лучшим по итогам конкурса, имел «липовый диплом».
К сожалению, чаще бывает наоборот – диплом настоящий, а специалист – «липовый». Доступность высшего образования сыграла с молодыми людьми злую шутку – работодатели многое дипломы не принимают всерьез.

Профессионально важные качества

Не только человек выбирает профессию. Любая профессиональная деятельность отбирает людей, обладающих набором черт качеств, необходимых для успешности этой деятельности. Эти качества называются профессионально важными.
Знаменитый хирург Федор Григорьевич Углов в столетнем возрасте ежедневно проводил по 25 операций. Он говорил: «Хирург должен иметь глаз орла, силу льва, сердце женщины».
Учитель, которого раздражают ученики, ничему не сможет их научить. Равнодушный животновод принесет животным больше вреда, чем пользы. Машина, и та чувствует отношение к себе: это известно всем, кто работает с техникой. Хорошо можно делать только то, что любишь.
Профессии, связанные с людьми (а их большинство) требуют от человека доброжелательности, отзывчивости, умения контролировать свои эмоции. Для диспетчера или оператора профессионально важными качествами являются хорошее внимание, умение работать с разнородной информацией и оперативно принимать решение. Оперативный работник, сотрудник МЧС, пожарный, военный должны быть эмоционально устойчивы, обладать мгновенной реакцией, силой и выносливостью. Недостаток этих качеств может стоить им здоровья или жизни.
…Однажды к Герою Советского Союза летчику-испытателю М.М. Громову обратился молодой человек. «Мне хочется стать таким же отличным летчиком, как вы», — объяснил он. Громов назначил встречу. Юноша явился с опозданием, объяснив, что забыл завести часы. Громов рассказал ему о профессии летчика, а потом назвал адрес учреждения, куда можно обратиться. Юноша долго искал ручку. Потом небрежно записал адрес и вспыхнул, когда ему сделали замечание. Достаточно было краткого общения, чтобы заметить качества, которые в авиационной профессии могут сыграть плохую роль. Юноша неточен, небрежен, неорганизован, у него плохая память, он не умеет владеть собой.
Если человек не развивается, может наступить профессиональная деформация – явление, заметное только со стороны. Учитель, у которого потребность учить и оценивать становится второй натурой; военный, который даже дома не может избавиться от командного голоса и привычки всех строить; врач, воспринимающий всех людей как потенциальных клиентов и мысленно ставящий всем диагноз – наверняка вы можете вспомнить взрослых, профессию которых можно определить по их поведению. Смена профессиональной деятельности помогает избежать профессиональной деформации. На протяжении жизни человек может несколько раз менять профессию.
Итак, направленность личности, профессиональная компетенция и необходимые качества – слагаемые профессионализма. Отсутствие любого из трех компонентов делает остальные два бесполезными, если не вредными. Красный диплом химфака МГУ – домашняя лаборатория по производству наркотиков – тюремный срок…
Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал — мешает отсутствие мотивации, то есть побуждений к действиям — «природная лень не дает развиваться природным талантам».
Оптимальный вариант – интерес к профессии + набор профессионально важных качеств. А если нет? Если профессиональный интерес слабый или неустойчивый, лучше изменить свой выбор: «Не получится из меня хорошего артиста — не больно и хотелось, пойду в юристы!»
Если человек не хочет отказаться от своей мечты, он должен развить необходимые качества. Справиться с забывчивостью помогает систематическое ведение записей, преодолеть страх высоты — сила воли и самообладание, слабость пространственного и образного мышления — использование макетов и наглядных пособий. Недостаток аналитических способностей юрист может компенсировать высокой работоспособностью. Но есть качества, отсутствие которых ничем нельзя компенсировать, например, порядочность, ответственность, трудолюбие. Непорядочный, ленивый или безответственный человек способен создать много проблем, и чем ответственнее его работа, тем он опаснее для окружающих.
… Известный писатель-фантаст Р.Шекли так описывает порядки на планете Транай: «Все должностные лица носили на груди медальон - знак почета и власти. Если сумма злоупотреблений этого лица превышала некий порог, медальон взрывался, и хозяин его погибал. Транайцы говорили землянам: «Вы хотите обладать властью без ответственности и риска. Неправильное отношение...»
Вот бы всем должностным лицам от президента до управдома повесить такие медальоны! Правда, есть опасность, что численность населения Земли значительно сократится…
Отношение к работе определяется не ее характером, а характером человека. Истоки этого отношения помогает понять классификация немецкого психолога Эриха Фромма, который делил людей на пять типов, только один из которых считается продуктивным:

1. Принимающий. Люди этого типа считают, что все им должны: деньги, работу, внимание, поэтому сидят и они ждут, когда все это к ним придет.
2. Эксплуататорский. Люди этого типа стремятся использовать других в своих целях, действуя силой или хитростью.
3. Стяжательский. Смысл жизни людей этого типа — накопительство и экономия. Они все измеряют деньгами и никому не верят.
4. Рыночный. Рыночная личность воспринимает себя и других как товар, который надо выгодно продать. Главное в их жизни — карьера и деньги.
5. Творческий. Творческая личность постигает мир через любовь и разум. Она заинтересована в полном раскрытии своих задатков и способностей.
Высший, творческий уровень профессиональной пригодности называют призванием. Это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью. Человек, работающий по призванию, более успешен и эффективен, чем тот, кто работает по необходимости. Найти свое призвание – большая удача. Чем больше людей, нашедших свое призвание в хорошем деле – тем лучше всем.

(из книги Г.В.Резапкиной «Правильный выбор профессии)