Я убежден, что состояние пустоты ("экзистенциального вакуума") - беда, главным образом, интеллектуального и образованного человека. С моей точки зрения, сам экзистенциализм - во многом философия, написанная "яйцеголовыми" и для "яйцеголовых" [i]Г. Олл

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Профориентация учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Методическая копилка

Классный руководитель Хлудова Т. П., психолог Колмыкова О. Н.
Клеменовская специальная школа-интернат VIII вида
Егорьевского муниципального района Московской области


Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение возможности получения трудовой подготовки. Большинству выпускников возможность трудоустройства в сфере материального производства обеспечивает только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

Главные задачи, стоящие в настоящее время перед нашей школой и другими специальными коррекционными школами VIII вида:

1. формирование интеллектуальных умений в труде;
2. коррекция и развитие целенаправленных двигательных навыков;
3. обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту;

Для детей с отклонениями в развитии выбор профессии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей.

Таким образом, в системе коррекционного обучения умственно отсталых школьников четко выявились противоречия между:

- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;
- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;
- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно проводить профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных школ VIII вида.

Все обозначенные противоречия затрудняют детям с отклонениями в умственном развитии быть конкурентоспособными на рынке труда, к ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам общеобразовательных школ. Поэтому таким детям нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида должна, по возможности, компенсировать ограничения подростка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях. (презентация Профориентация в школе VIII вида)