Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. М.Ларни.

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Ременцова Н.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ЭДВАРДА ДЕ БОНО ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Методическая копилка

Н.Г. Ременцова, педагог-психолог ГБОУ лицей №1581 (Москва)

Для работы с учащимися 8-11-х классов лицея по развитию навыков работы с информацией и разрешению конфликтных ситуаций я использую методы практического мышления, разработанные Эдвардом де Боно.

Очень часто конфликты возникают потому, что у людей нет прямого доступа к истине или фактам по поводу тех или иных ситуаций. Индивидуальные описания событий, логика возникновения и развития проблемы, наличие базовых убеждений и культурных предписаний для каждого субъекта конфликта затрудняет взаимопонимание и конструктивное взаимодействие. Наличие гендерных, этнических, религиозных, семейных стереотипов и конструктов не позволяет увидеть события объективно, в «чистом виде». Небольшое расхождение в интерпретации одного и того же события редко вызывает у сторон непонимание причин возникновения и путей выхода из сложной ситуации. Чем больше расхождений, тем сложнее идет процесс налаживания конструктивных отношений.

Когда мы сталкиваемся с конфликтной ситуацией, возникают три фундаментальные трудности, связанные с недостаточной развитостью практического мышления:

  • эмоции;
  • беспомощность;
  • путаница.

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» – простой и практичный способ преодолеть эти трудности, получить навыки практического мышления для более объективного восприятия информации и для успешного и по возможности взаимовыгодного разрешения конфликтных ситуаций. Главная проблема заключается в одновременности протекания мыслительных процессов и эмоциональных состояний: мы пытаемся сделать слишком многое сразу. Эмоции, информация, логика, воображение, интуиция и творчество – все это говорит в нас одновременно. Методика Эдварда де Боно позволяет мыслящему человеку концентрироваться на одном деле в определенное время, отделить эмоции от логики, творчество от информации и т.д. Каждая шляпа задает определенный образ мышления.

Метод «Шесть шляп мышления» – это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на себя со стороны, смотрит на проблему с определенной точки зрения. Меняя шляпы, меняет роли, ракурс рассмотрения вопроса.

Используя метод Эдварда де Боно, мы можем поменять автоматическое, реагирующее мышление на намеренное и сосредоточенное. Наме¬ренное мышление позволяет работать с поступающей информацией и ситуацией намного лучше. Но не так просто послать себе сигнал о том, что мы желаем перейти от шаблонного, копирующего типа мышления к намеренному. Таким четким и ясным сигналом для себя и других может стать идиома шляпы мышления.

Эдвард де Боно в своей книге «Шесть шляп мышления» очень образно объясняет различия между двумя типами мышления – реагирующим и намеренным. «Когда вы ведете машину, вам приходится выбирать дорогу, придерживаться заданного направления и следить за движением другого транспорта. Вы совершаете очень много быстрых действий, продиктованных предыдущим или последующим мгновением. Вы следите за сигналами и реагируете на них. Это реагирующее (реактивное) мышление. Обыденное мышление напоминает управление автомобилем: вы читаете дорожные знаки и принимаете решения. Но вы не составляете карты. Иной тип мышления вы используете для составления карты: вы изучаете предмет и составляете план. Это требует объективного и нейтрального отношения. Чтобы составить план, нужно смотреть шире. Это действие в значительной мере отличается от простого реагирования на дорожные знаки по мере их появления». (Боно Э. Шесть шляп мышления / пер. с англ. – Мн.: «Попурри», 2006. – 208 с.)

Именно при возникновении конфликтной, эмоционально заряженной ситуации нам необходимо посмотреть на нее со стороны, проявить объективность и нейтральность, посмотреть шире на вопрос, сменить роль, снять напор в нашей коммуникации с оппонентом. Когда мы пытаемся кого-то переспорить, мы отстаиваем свое утверждение, приводя всевозможные доводы в его пользу. Мы выслушиваем доводы своего противника лишь для того, чтобы атаковать их и показать их слабость. Мы постоянно нападаем и защищаемся. То же самое делает наш оппонент. Совсем по-другому проходит процесс составления плана или поиска информации, выявление плюсов и минусов ситуации, прояснение возникающих чувств при использовании метода «Шесть шляп мышления».

Для того чтобы научить подростков (8-11 классы) работать с поступающей информацией как со стороны других людей, так и из средств массовой информации, рассматривать возникающие конфликтные ситуации с разных точек зрения был разработан тренинг по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», фрагмент которого представлен в данной статье.

Занятие 1. Знакомство с автором метода и самим методом

Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» (The Six Thinking Hats) – простой и удобный инструмент, чтобы научиться лучше:

  • работать с информацией
  • находить выгоды и возможности
  • использовать интуицию
  • критически анализировать проблемы
  • генерировать творческие идеи
  • организовывать свое мышление

Эта методика поможет:

  • избегать конфликтов
  • экономить время на пустых разговорах
  • сделать общение интересным и продуктивным

Первая пара: Белая шляпа и Красная шляпа мышления.

Белая шляпа – объективные факты и цифры. Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации, подкрепляющей определенную точку зрения. Факты чаще приводятся с какой-то целью, чем сообщают о том, что действительно есть на самом деле. И здесь нам важно выяснить как то, что мы знаем по данному вопросу, так и то, что мы НЕ знаем. Мы должны задать себе и оппоненту следующие вопросы:

  • какая информация имеется;
  • какая информация необходима;
  • как и где получить недостающую информацию.

Ключевые моменты:

  • отметить конфликтующие/противоречащие точки зрения;
  • оценить уместность и точность информации;
  • отделить факты от предположений;
  • определить действия, необходимые для устранения пробелов;
  • узнать о настроениях и эмоциях.

Красная шляпа – мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями). Мышление в красной шляпе является почти полной противоположностью мышлению в белой шляпе – нейтрального, объективного, почти лишенного эмоциональных оттенков. Но оно играет важную роль: если исключить эмоции и чувства из процесса мышления, то они спрячутся на заднем плане и будут незаметно влиять на мышление, искажать видение и в итоге направлять фокус внимания в одну сторону, не давая широты восприятия всей картины в целом.

Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:

  • что я сейчас чувствую;
  • что мне подсказывает моя интуиция;
  • что говорит мне мой «внутренний голос».

Кроме того, хорошее решение должно завершаться эмоциями. Эмоции являются очень надежным индикатором удовлетворенности ходом рассмотрения вопроса, решением и возможными последствиями. Если наша голова говорит нам, что решение, которое мы приняли правильное, а в душе тоска, то можем ли мы говорить, что это и есть именно то, что нам нужно, что наши потребности (на всех уровнях) удовлетворены.

Ключевые моменты использования красной шляпы:

  • ограничиться 30 секундами;
  • разрешено выражать чувства, слушать подсказки интуиции и «внутреннего голоса»;
  • не нужно оправдываться и объяснять причины своих чувств;
  • использовать как часть мыслительного процесса;
  • применять после принятия решения.

Мышление в белой и красной шляпах являют собой противоположные полюсы оценки поступающей информации.

Эдвард де Боно отмечает, что лучше иметь два типа фактов – проверенные факты и непроверенные (убеждения других людей). Но и проверенные факты могут иметь разную степень вероятности. Существует спектр вероятности, который может быть выражен следующим образом:

  • всегда правда;
  • обычно правда;
  • в общем правда;
  • в общем и целом;
  • скорее да, чем нет;
  • где-то в половине случаев;
  • часто;
  • иногда правда;
  • изредка правда;
  • известны случаи;
  • никогда не правда;
  • не может быть правдой (спорно).

Различные утверждения можно расположить на одной прямой, введя более дробную их градацию: абсолютные факты, относительные факты, оценки и суждения, эмоции.

Абсолютные факты – это утверждения, которые на данный момент развития человеческого знания близки к 100% правдивости или правдоподобности. Стоит отметить, что, по словам Эдварда де Боно, «правда» относится к словесной игровой системе, известной как философия, факты же имеют отношение к поддающемуся проверке опыту. Однако степень возможности проверить факты тоже бывает разная. Возьмем утверждение «Земля вращается вокруг солнца» – бесспорный факт, который подтвержден расчетами на основе имеющихся научных теорий. А несколько веков назад Джордано Бруно был сожжен за это «еретическое» высказывание. Абсолютным фактом было то, что Солнце вращается вокруг Земли, что подтверждалось ежедневным наблюдением.

Относительные факты это утверждения, которые на определенном уровне нашего восприятия представляются нам именно таким (небо – голубое), или с переходом к более детальному и научному рассмотрению требуют уточнения и корректировки (в году 365 дней).

Оценки и суждения – утверждения одного человека или группы людей своей точки зрения, высказывание мнения об одной из сторон явления или процесса, перенос частного признака на всю ситуацию в целом (Жизнь простого народа постоянно ухудшается; Петров абсолютно не знает математики; Ты никогда не моешь за собой посуду).

Эмоции в данном контексте это утверждения, которые отражают эмоции говорящего (или пишущего), например, «Иванов с**лочь».

Задание. На прямой «абсолютный факт – относительный факт – оценка, суждение – эмоция» расположите следующие высказывания:
Полет Гагарина длился 108 минут.
В 8 классе ученики умнее, чем в 7 классе.
Береза выше ели.
НЛО не существует.
2х2=4
Бумага белая.
Торт невкусный.
Ты молодец.
Жуковский – отец Русской авиации.
Вы неудачники.
Иди ты на все четыре стороны.
Я думаю, что он ведет себя плохо.
Он ведет себя плохо.
Биржа Forex – самая популярная биржа валют.
Я люблю жизнь!

Вопросы для рефлексии в конце занятия:

1. Что нового я узнал о работе с информацией?

2. Всегда ли информация, заложенная в высказывании собеседника или в печатном тексте и не подкрепленная экспрессивной мимикой и жестами, является фактом? Как можно проверить истинность высказывания?

3. Всегда ли утверждение, высказанное экспрессивно, можно отнести к эмоциям?

4. Под какой шляпой после рассмотрения различных вариантов решения проблемы мы делаем окончательный выбор? Как можно проверить правильность принятия решения для самого человека?

Метод Шести шляп мышления применяется при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как удобный способ управлять мышлением и переключать его. С помощью этого метода можно узнать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами для более эффективного решения проблем.

Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Благодаря этому мышления становится более сфокусированным и устойчивым.