Многие, кто жалуется, что не получают того, что заслужили, просто не знают, как им везёт! А. Ньюмен

Итоги Всероссийского конкурса программ профессиональной ориентации «Время – выбирать профессию, место – Россия».

Славгородская М. П. КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ ПРОФКОНСУЛЬТАНТА: ОГРАНИЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Методическая копилка

Славгородская М. П.,
педагог-психолог МОУДОД «Диалог»
(г. Электросталь Московской области)

Индивидуальная консультация по выбору профессии – это вершина профконсультационной работы и кошмар неопытного профконсультанта. А еще – последняя надежда подростка, которому не помогли ни групповая профконсультация, ни профориентационный тренинг.

В прошлом году я прошла повышение квалификации по модульному курсу «Индивидуальное психологическое консультирование в работе педагога-психолога» и защитила проект «Профконсультация подростков с использованием ИКТ» в Педагогической академии последипломного образования. Этот курс я выбрала не случайно – несмотря на приличный стаж профориентационной работы, я до сих пор испытываю неуверенность при запросе на индивидуальную консультацию. Возможно, потому, что понимаю: за неспособностью самостоятельно выбрать профессию часто скрывается целый клубок личностных проблем, распутывание которых не входит в компетенцию профконсультанта. Но подростку не скажешь: «Ты – не мой клиент!»

Смысл профконсультации – уточнение и осознание своих профессиональных интересов, личностных особенностей и мотивов профессиональной деятельности. На прием к профконсультанту приходит молодой человек с вполне сложившимися взглядами. Поэтому консультация в лучшем случае констатирует существующее положение вещей с помощью психодиагностических методов, беседы, наблюдения. Конечно, можно, как и 10-20 лет назад, использовать бланки и опросники. Но в век нанотехнологий они уже смотрятся анахронизмом, а главное, их обработка занимает много времени, которое лучше потратить на обсуждение результатов.

Из нескольких программ компьютерной диагностики я выбрала программу комплектования профильных классов «Профиль-класс» НПФ «Амалтея» (Спб), потому что в нее входят знакомые мне методики. Методики первого блока («Матрица выбора профессии», «Определение профессионального типа личности», «Профиль») позволяют сделать предварительный выбор профессии и получить информацию о ее содержании, профессионально важных качествах и медицинских противопоказаниях; определить профессиональный тип личности и выявить склонности к одному из десяти видов профессиональной деятельности, соответствующих профилю обучения.

Работа с этими методиками сужает поле выбора. Иногда этого достаточно, чтобы решить проблему клиента. В зависимости от полученных результатов я выбираю методики следующего уровня: если на первом этапе выявляется интерес к работе с людьми, то логично проверить уровень агрессии по Тесту эмоций и эмоциональный интеллект. Если клиент планирует заниматься высокоинтеллектуальными видами деятельности, ему важно знать уровень интеллектуального развития и особенности мышления («Эрудит», «Определение типа мышления», «Тест интеллектуального потенциала»).

Методики, входящие в компьютерную программу, можно рассматривать как элементы «психологического конструктора», с помощью которого можно составить блок, отвечающий задачам консультации. Сочетание нескольких разноплановых методик дает достоверную картину профессиональных интересов и склонностей подростков, позволяя рекомендовать определенный профиль обучения.

Результаты тестирования выдаются в виде количественной и качественной интерпретации данных по каждому тесту и подробного профессионально-психологического портрета, изложенного простым и понятным для подростка языком.

За три года работы с программой компьютерной диагностики «Профиль-класс» диагностику в режиме индивидуальной и групповой консультации прошли более трехсот учащихся 8-11классов. Сетевая версия помогает комплектовать профильные классы на основе объективной психодиагностической информации в комфортных для специалиста и клиента условиях благодаря удачному подбору методик, удобному интерфейсу и автоматизации всех этапов диагностики.

Значительно упрощается процесс составления психологического заключения благодаря трем режимам интерпретации (краткий обзор результатов, комплексная интерпретация для блоков тестов, подробная текстовая интерпретация) и возможностям редактирования и печати. Заключение можно использовать в портфолио, при выборе профиля обучения, для обсуждения с родителями, учителями, психологом.

Время полного тестирования – от полутора до двух часов. Некоторые подростки испытывают усталость и перенасыщенность большим объёмом информации, поэтому в случае необходимости использования более пяти методик лучше проводить диагностику в два этапа.

Программа работает в трех режимах, дающих разный уровень доступа к базам данных: администратор, психолог, клиент. Чтобы не запутаться в режимах, надо быть «продвинутым пользователем». Чтобы оценить и использовать все возможности программы, надо знать основы психологической диагностики и иметь опыт психологического консультирования – только тогда профконсультант сможет подобрать оптимальный блок методик в соответствии с запросом клиента.

По результатам тестирования проводится собеседование, в ходе которого на основе анализа интересов, способностей и черт характера клиента даются рекомендации по следующим вопросам:

  • какие кружки, секции подходят подростку и почему;
  • как выбрать профильный класс, школу, лицей или гимназию;
  • какие программы подготовки к средней школе необходимы;
  • как можно скорректировать выявленные тестом "слабые" стороны характера;
  • как развить способности, необходимые для успешной самореализации в привлекательных для учащегося профессиональных сферах.

При компьютерной диагностики, как и в обычной индивидуальной консультации с использованием бланковых психодиагностических методик, важно руководствоваться принципом необходимости и достаточности информации, которая может помочь консультируемому в решении его проблем. Самый ценный эффект профконсультации – активизация профессионального самоопределения, ведь решение проблемы профессионального выбора каждый должен искать в себе. Профконсультант и его психодиагностика – только инструменты достижения этой цели. Но эти инструменты должны быть качественными.