Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается никому не нужно. Ф. Достоевский

Итоги Всероссийского конкурса программ профессиональной ориентации «Время – выбирать профессию, место – Россия».

Резапкина. Г.В. «Грани личности». Модель трёхмерной психологической диагностики

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Методическая копилка

Г.В. Резапкина, старший научный сотрудник Академии социального управления,
Федерального института развития образования


Кадровые службы все чаще заходят в тупик, потому что различным организациям нужны сотрудники не просто опытные и компетентные, а еще и честные (или – готовые преступить закон), инициативные и самостоятельные (или – послушные и зависимые). Можно назвать целый ряд качеств, составляющих ядро личности. Это направленность личности и жизненные ценности, мотивы и потребности. Отечественные и зарубежные тесты, якобы выявляющие эти особенности, основаны на самооценке тестируемого, «пропущенной» через представления авторов методик о смыслах и ценностях.

Не стоит абсолютизировать и результаты обычных методов диагностики интеллектуальных и личностных особенностей – достоверность самых надежных тестов не превышает 80%. Кроме того, важно помнить слова выдающегося психолога Б.М. Теплова, который говорил: «никто не может предсказать, до каких пределов может развиться та или иная способность: она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения».

Большинство методик, используемых в психодиагностике, разработаны в середине прошлого века. За эти годы появилось столько новых реалий, что предлагать школьникам вопросы, над которыми потешались еще их родители – значит, дискредитировать саму идею психологической диагностики. Думаю, современным подросткам трудно сделать выбор между «Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада», «Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)» или «Следить за качеством грампластинок, работать на пишущей машинке». Боюсь, что школьникам XXI века сложно получить удовольствие «делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку».

Казалось бы, интеллектуальные тесты, в отличие от опросников, менее подвержены инфляции. Но и здесь «доверяй, но проверяй». Несколько лет назад на Всероссийской конференции известный ученый поведал психологическому сообществу, что сотрудники его лаборатории обнаружили 44 ошибки в Тесте структуры интеллекта. Вспоминается эпизод из фильма «Молчание ягнят», когда маньяк Ганнибал Лектер (Энтони Хопкинс), взглянув на опросник, предложенный ему агентом Старлинг (Джоди Фостер), иронично замечает: «И вы надеялись поразить меня этим тупым оружием?»

Какие методики нужны сегодня? Учитывая роль самообразования, они должны давать возможность самодиагностики, поэтому иметь однозначную и понятную интерпретацию, выводимую из ответов, изложенную в поддерживающей форме, исключающую директивы типа «Ты должен…», «Ты не можешь…». Перегрузка учащихся и напряженный ритм школьной жизни диктует свои требования к продолжительности работы с методикой. Желательно, чтобы время ее выполнения не превышало 15 минут. Прямые вопросы типа «Любишь ли ты уроки математики, физики, химии…» вызывают справедливое раздражение подростков («Просто спросили бы, что мне нравится, я бы сразу сказал «техника»).

За последние годы я разработала несколько методик, исследующих мотивационно-потребностную и ценностно-смысловую сферу, и модифицировала два десятка методик, в которых устранены ошибки, заменены устаревшие реалии, доработана структура. Так, в начале 90-х годов прошлого века в арсенале профконсультантов появилась методика Определение профессионального типа личности Дж. Холланда, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. «Родной» американский вариант представлял собой опросник, бланк, дешифратор с кодами и перечнем профессий, среди которых такие экзотические, как бальзамировщик трупов…

Позже методика была упрощена и адаптирована. Но и в «новом» варианте, разработанном в 90-годы, пары профессий были подобраны некорректно, что отмечали сами ребята: «кондитер» и «священнослужитель», «философ» и «врач», «лесник» и «директор»...

Типология Дж. Холланда хорошо сочетается с традиционной и теоретически обоснованной типологией Е. А. Климова, выделяющего следующие типы профессий: человек – человек, человек – техника, человек – природа, человек – знаковая система, человек – художественный образ.

По Холланду, профессиональная успешность зависит в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды. Представители одной и той же профессии во многом схожи, обладают общими взглядами, во многих ситуациях реагируют одинаково, создавая тем самым определенную профессиональную среду.

Я объединила типологию Дж. Холланда с классификацией Е. А. Климова. В новом варианте сравниваются профессии, относящиеся к разным типам по Холланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову, например, «автомеханик» и «физиотерапевт». По Климову они относятся к типу «Человек» – «Техника», а по Холланду – к реалистическому и социальному типу. Таким образом, конкретизируется сфера выбора внутри одного предмета труда.

Но сегодня недостаточно модификации и разработки новых методик: необходимо создавать модули, блоки методик, с помощью которых можно получить объемную и непротиворечивую картину личности клиента в приложении к профессиональной деятельности. Программы компьютерной диагностики чаще всего представляют собой набор тестов, выдающих сомнительные, логически не связанные между собой результаты, которые способны ввести в заблуждение даже психолога, не говоря уже о клиенте. Единственной попыткой связать между собой результаты диагностики по ряду методик сделала НПФ «Амалтея» (Спб), но и к их программе «Профиль-Класс» у практикующих психологов-профконсультантов есть претензии.

Классическая модель, представленная в программе «Профиль-Класс» опирается на комплексную диагностику профессиональных интересов, личностных особенностей и особенностей мышления, значимых для выбора профиля обучения и будущей профессии.

В основе даже лучших программ психологической диагностики лежит плоская, упрощенная модель изучения личности, основанная на изучении интересов, темперамента и мышления, без учета мировоззрения человека.










Модель трёхмерной психологической диагностики «Грани личности» не отменяет выявление профессиональных интересов и профессионально значимых для профессии качеств, но помогает увидеть вектор их приложения на основе определения направленности личности, мотивов профессиональной деятельности и иерархии жизненных ценностей.












Рассмотрим блоки, на которые должны опираться профессиональные интересы и профессионально важные качества.

Направленность – важнейшее измерение личности. Любые способности сами по себе нейтральны, и только благодаря вектору их приложения становятся источником вреда или пользы. Чем умнее, образованнее, талантливее преступник или подлец, тем он опаснее.

Направленность – трудно диагностируемое измерение личности. Ближе всех к открытию главного измерения человеческой личности подошел не психолог, а физиолог, великий русский ученый Алексей Ухтомский. Открытый им принцип доминанты выходит за пределы физиологических процессов, объясняя психологические и социальные аспекты поведения человека.

Доминанта определяет направленность нашего сознания, которое, как луч прожектора в темноте, выхватывает только то, что для нас актуально в данный момент. Мы постоянно сталкиваемся с ее проявлениями: поведение автомобилистов в потоке машин или при парковке, не придержанная перед вашим носом дверь, громкая музыка в ночной тишине, мужчины в вагоне метро, сминающие женщин и детей, чтобы занять свободное место.

Человек с эгоистической доминантой воспринимает себя как центр, вокруг которого все должны вращаться. Если каждый будет считать себя центром, крутиться вокруг будет некому. Модель поведения с отчетливой доминантой на «Я», при которой «Другие» – фон, массовка очень напоминает модель поведения раковых клеток, каждая из которых считает себя главной.

Исследования показывают, что подростки с эгоистической направленностью менее благополучны в своем психическом развитии. Они делают все для своего успеха, своих достижений, они стремятся к любви и уважению, но не получают их. Они стремятся занимать ведущие руководящие роли в коллективе, но авторитетом не пользуются и руководить не умеют. У подростков с эгоистической направленностью личности уровень притязаний превосходит их реальные возможности.

Альтруистическая доминанта в наши дни большая редкость. Но именно она является основой семейного благополучия, бесконфликтного сосуществования и профессиональной успешности (не путать с навязанным стереотипом «успеха»). Это измерение помогает определить опросник «Направленность личности».

Жизненные ценности

Механизмы самоидентификации тесно связаны с системой ценностей. Смысл воспитания заключается в способности различать добро и зло, развитии добродетелей и преодолении пороков – категорий, универсальных для всех времен и народов. Это жизнь, здоровье, любовь, семья, образование, труд, мир, красота, творчество, познание. Эти ценности конструктивны, поскольку направлены на развитии личности и общества в целом. Развитие – это движение вперёд и вверх, против «общественного ветра» (В.А. Ясвин). Есть ценности деструктивные, в основе которых – стремление к богатству, славе и власти. Эти взгляды в наше время многим кажутся не такими уж бесспорными – дилеммы, над которыми бились лучшие умы XX века – «иметь или быть», «быть или казаться» – в наши дни получили неожиданное решение: «иметь, чтобы казаться». Неверно думать, что мы живем в идеологическом вакууме: сегодня активно насаждается идеология потребления, провоцирующая оно из самых тяжелых личностных расстройств – нарциссизм, идет целенаправленное размывание представлений о добре и зле, сознание людей регрессирует до морали дикаря, который на вопрос «Что такое зло?» ответил: «Когда сосед украл у меня барана», а на вопрос «Что такое добро?» — «Когда я украл у соседа барана». Для выявления жизненных ценностей можно использовать методику «Иерархия жизненных ценностей» (Г. Резапкина)

Мотивы выбора труда

Любая деятельность более эффективна и благотворна для самого человека, если в ее основе лежат не только внешние, но и внутренние мотивы. Великий русский психолог Б.Г. Ананьев говорил о невозможности воспитания без учета характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей.

Чтобы перечислить основные мотивы выбора профессиональной деятельности, хватит пальцев одной руки. Наиболее понятный и очевидный мотив труда – деньги. Немецкий психолог Э. Фромм называет этот мотив «стяжательским» и одним из деструктивных, а тип человека – рыночным. Рыночный человек, по Фромму, воспринимает себя как товар, который надо подороже продать. Дороже всего стоят «услуги» на грани или за гранью закона: проституция, мошенничество, торговля наркотиками, оружием, органами и т.д.

Повышенная потребность быть в центре внимания нередко приводит человека на телевидение, в политику, мир моды, журналистику, шоу-бизнес. Хорошо, если этот мотив подкреплен талантом и трудолюбием. Если нет – мир получит еще одного безголосого певца, бездарного журналиста, назойливого шоумена, самовлюбленного политика. Стремление к славе как ведущий мотив деятельности блокирует творческие способности и разрушает личность. В последние годы резко выросло число школьников, которые хотят быть писателями при отсутствии литературных способностей – только для того, чтобы написать книгу, издать хотя бы в одном экземпляре и поставить на полку как предмет гордости.

Еще один мотив выбора профессии – стремление к власти. Если власть – не инструмент достижения каких-то благородных целей, а самоцель, то такой человек опасен для общества. Испытание властью – одно из самых сложных в жизни любого человека. Яркое описание феномена власти дал Р. Толкиен в книге «Властелин колец». В реальной жизни люди так же неохотно расстаются с властью, как Горлум, Фродо или Бильбо Бэггинс.

Эти мотивы образуют триаду: жажда денег обычно обусловлена желанием с их помощью достичь большей власти и славы, а стремлении к власти и славе вызвано желанием иметь много денег. Многие старшеклассники хотят быть чиновниками, политиками и депутатами потому, что эти профессии отвечают их потребностям в деньгах, славе и власти.

Логическое развитие этих мотивов обычно приводит к эмоциональному выгоранию. Психиатры связывают рост истероидных и параноидальных расстройств у молодых людей с изменениями в их мотивации.

К счастью, еще есть люди, движимые иными мотивами.

Творчество – ведущий мотив труда людей, для которых работа – средство самореализации, а не самопрезентации, самоутверждения или только заработка. Творческое отношение к труду – это основа профессиональной успешности. Хотя творчество традиционно связывают с искусством и наукой, оно может проявляться в любой деятельности. Творческая личность постигает мир через любовь и разум.

Служение как мотив труда встречается все реже. Возможно, поэтому в наше время такая редкость – хорошие врачи и учителя, предупредительные продавцы, вежливые официанты. Ратное дело традиционно называется службой. В классической актерской среде принято говорить: «Я служу в театре», что подчеркивает высокий смысл актерского ремесла. Служение – это не столько вид деятельности, сколько отношение к своему делу.

Эти мотивы тесно связны с любовью как целью и смыслом любой деятельности. Они дают нам силы и возможности достигать душевного комфорта, хотя не всегда избавляют от материальных проблем. Чаще всего по специальности работают молодые люди, выбирающие профессию «по любви».

В чистом виде все пять мотивов встречаются разве что в книгах – у каждого человека индивидуальные пропорции, которые меняются вместе с обстоятельствами и мироощущением. Осознание своих мотивов требует смелости и честности. Без этого правильный выбор профессии проблематичен, так как предполагает понимание: «Что я хочу от будущей профессии?» В целях самодиагностики мотивов можно использовать методику «Иерархия мотивов труда» (Г.В. Резапкина)

Методики находятся в стадии апробации, однако уже выявлена корреляция с другими методиками, входящими в программу «Грани личности» («Определение профессионального типа личности», «Социальный интеллект», «Акцентуация и выбор профессии» и другими).