Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви тогда, когда меньше всего ее заслуживает.

Итоги Всероссийского конкурса программ профессиональной ориентации «Время – выбирать профессию, место – Россия».

Никуличева Н.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-КВЕСТОВ ПРИ ИГРОВОМ МОДЕЛИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Методическая копилка

Н.В. Никуличева, руководитель отдела дистанционного обучения Федерального института развития образования (Москва)

Мы хотели, чтобы наши дети умели работать в Internet c шести лет – раньше, чем научаться читать. Оказывается, они неплохо разбираются в Сети уже c пяти лет. Теперь встает вопрос - как научить их читать?

Билл Клинтон

Жизнь человека – череда многочисленных выборов, и выбор профессии можно отнести к самому сложному.

Помочь ученику в решении данной проблемы может педагог, используя методику веб-квеста (web-quest) – проблемного задания c элементами ролевой игры, для выполнения которого необходимы информационные ресурсы сети Интернет. Веб-квест – это один из видов контроля при дистанционном обучении, который имеет свою методику создания и проведения. Нарушение технологии подготовки и проведения веб-квеста порой ведёт к низкому качеству контроля обучения, поэтому редкий преподаватель его использует. Перед применением важно подробно изучить его методику.

Цель применения данной методики – научить ученика решать предложенные проблемные задания с использованием указанных преподавателем информационных ресурсов сети Интернет, которые могут быть разноуровневыми по степени сложности и должны быть направлены на развитие аналитического и творческого мышления обучающихся.

Методика направлена на решение важнейшей задачи – разработка механизма обучения ученика работе с информацией (выбирать, систематизировать, преобразовывать и т.д.) и выполнению проблемного задания с использованием ресурсов сети Интернет.

Веб-квест может быть успешно использован как на аудиторном занятии, так и для организации внеаудиторной и индивидуальной работы, при дистанционном обучении учеников, которые получают представление о глобальном информационном пространстве сети Интернет и его возможностях. Обучающиеся могут выполнять задания веб-квеста дома и при этом общаться со сверстниками (телеконференции, вебинары и др.), работая в группе, а также пробовать себя в различных социальных ролях. Все это позволяет создать благоприятную образовательную среду для развития учеников, в том числе для получения опыта коммуникативной деятельности в условиях дистанционного обучения.

Важно показать ученикам возможность многочисленных решений одной проблемной ситуации с точки зрения разных специалистов. Обычно это 4-6 ролей. Для продуктивной работы учебный класс (группу) делят на подгруппы, в которых должны быть представлены специалисты каждой роли.

Каждому обучающемуся в зависимости от выбранной роли предоставляются задания с конкретными параметрами, с указанием необходимых ссылок на Интернет-ресурсы, критериев оценки и срока их выполнения. Обучающиеся выполняют задания веб-квеста, консультируясь с преподавателями и взаимодействуя с членами своей подгруппы в форумах, блогах, видеоконференциях и т.д.

После выполнения заданий каждый участник представляет преподавателю свое решение проблемной ситуации. После предварительного одобрения или просьбы доработать задание ученик делится своей работой с участниками подгруппы. Полученные результаты оформляются подгруппой в виде презентации. Представление результатов решения ситуаций веб-квеста может быть проведено в разных форматах:

  • очно (на конференции, семинаре);
  • дистанционно (в форме телеконференции, вебинара).

Оценки за выполненную работу выставляются каждому ученику и всей группе в целом, в оценивании участвуют преподаватель, члены подгруппы, другие ученики, а также учитывается самооценка. На этом этапе должна быть обеспечена прозрачность. До начала выполнения заданий ученикам предлагается познакомиться с критериями оценивания и шкалой оценки. Оценить вклад каждого поможет таблица продвижения и рефлексия, где нужно ответить на вопросы и самому оценить личный вклад в достижение цели веб-квеста.

Задания веб-квеста обычно располагаются на сайте в сети Интернет, который можно создать как на корпоративном сайте, так и используя современные Интернет-сервисы:

  • сайты Google (https://sites.google.com),
  • конструктор Zunal WebQuest Maker (http://zunal.com),
  • генератор Веб-квеста (http://www.aula21.net/Wqfacil/intro.htm) и другие.

Структура веб-квеста может включать в себя следующие компоненты:

  1. главная страница;
  2. введение;
  3. описание проблемной ситуации и ролей;
  4. задания по ролям;
  5. ссылки на Интернет-ресурсы;
  6. список сформированных подгрупп;
  7. итоги выполнения заданий
  8. [1].

На главной странице веб-квеста указывается его название, даётся информация, для кого предназначен веб-квест, название, класс. Название веб-квеста может содержать интересный вопрос или основное направление деятельности.

Во введении указывается проблема веб-квеста, цели, задачи и результат деятельности. Проблема должна быть актуальной и востребованной. Цель веб-квеста должна содержать умения и навыки, которые сформируются в процессе работы над веб-квеста. В постановке задач указываются конкретные условия, которые необходимо выполнить для достижения цели. Результаты должны отражать реальный продукт, который получится по завершению работы над веб-квестом. Здесь же стоит описать, чему ученики научатся в процессе выполнения заданий и где полученные умения и навыки можно применить в дальнейшем.

Далее даётся описание проблемной ситуации, которой посвящён веб-квест, и указаны роли специалистов, принимающие участие в решении данной проблемной ситуации. По каждой роли следует дать краткий комментарий, пояснив, что делает специалист, какими полномочиями обладает. Необходимо продумать роли так, чтобы ученики при выполнении заданий были равномерно заняты по трудозатратам и в завершении исследовательской работы могли продемонстрировать свои результаты как индивидуально, так и в составе рабочей группы.

На странице с формулировкой заданий по ролям для каждой из них прописывается задание, параметры для выполнения и ссылки на ресурсы, даётся план работы с пошаговым описанием действий и рекомендации, которые содержат информацию о порядке работы, оптимизации, трудностях и вариантах их решений.

Страница со ссылками на Интернет-ресурсы содержит перечень сайтов с кратким описанием для каждой роли. Чтобы ученики при самостоятельном поиске информации в сети Интернет не отклонялись от темы, необходимо указать конкретные ссылки и четко прописать алгоритм работы над выполнением задания.

После проведения организационного этапа преподавателю следует опубликовать список сформированных подгрупп, участвующих в проведении веб-квеста, указать специфику подгрупп, если она есть (например, веб-квест рассчитан на 5 ролей – 5 человек, но участников 15, значит, будут работать 3 группы по 5 человек, но каждая будет выполнять свои задания, ориентируясь на какую-то свою область).

На странице итогов выполнения заданий прописываются критерии оценивания веб-квеста, публикуются результаты выполненных заданий.

Методика подготовки материалов для проведения веб-квеста включает несколько этапов. Для создания веб-квеста преподавателю необходимо:

  1. сформулировать проблемную ситуацию по изученной теме, которая в ходе работы над веб-квестом будет разрешена с разных точек зрения (по ролям);
  2. определить конечный результат выполнения каждого ролевого задания с указанием конкретных параметров, форм, объёмов и т.д.;
  3. подобрать необходимые ссылки на ресурсы сети Интернет (веб-страницы, тематические форумы, сетевые сообщества и т.д.), составить списки ссылок для выполнения заданий по каждой роли;
  4. написать пояснения для учеников по процессу работы над веб-квестом: этапы, конкретные сроки выполнения заданий, форма представления результатов, требования к оформлению презентации (в MS PowerPoint, с помощью сайта http://prezi.com и т.д.), порядок представления решений веб-квеста;
  5. опубликовать критерии оценивания работы каждого члена группы и всего проекта в целом;
  6. подготовить вспомогательные материалы (различного рода таблицы, инструкции, примеры и др.) для повышения эффективности выполнения веб-квеста.

Иногда преподавателям не удаётся эффективно разработать и провести веб-квест, поэтому данный вид контроля недооценивается педагогами и встречается в методической практике достаточно редко. Какие же ошибки допускаются при подготовке и проведении веб-квеста?

  1. Несоответствие темы веб-квеста поставленным целям, цели – заданиям, заданий – делению на роли. Важно четко описать весь алгоритм решения веб-квеста для ученика на понятном дружественном языке.
  2. Неработающие сайты, на которые даются ссылки в заданиях веб-квеста. Необходимо осуществлять постоянную проверку активности сайтов из каталога веб-квеста.
  3. Несправедливость оценки работы в ситуации, если один делал работу за всю подгруппу, а все получили одинаковые баллы. Оценивается работа каждого участника и всей подгруппы в целом, поэтому необходимо разработать критерии оценивания и сделать прозрачным контроль.
  4. Списывание результатов при наличии подгрупп с одинаковыми ролями. При большом числе участников веб-квеста необходимо разбить на несколько групп. При этом будут участники с одинаковыми ролями, поэтому надо разнообразить задания или сориентировать их на определенную область (например, образование, медицина, торговля и др.).
  5. Невозможность регламентировать время работы ученика за компьютером при выполнении веб-квеста влечет за собой риск сделать задания объёмными и длительными по выполнению. Необходимо кратко и ёмко сформулировать задания, чтобы ученик выполнил их за 1-2 часа, провести разъяснительные беседы с учениками.

Обычно веб-квесты применяются в составе системы контроля, когда для дистанционного учебного процесса разработаны электронные учебно-методические комплексы, включающие в себя программы курсов, электронные учебники, систему контроля, методические рекомендации по выполнению практических, лабораторных и самостоятельных работ.

Методически грамотный подход к разработке и проведению веб-квеста позволит максимально эффективно применить данный вид контроля, что существенно разнообразит учебный процесс, даст возможность ученику развить новые компетенции в таких областях деятельности, как поиск и обработка информации, решение ситуационных задач, оформление результатов исследования, работа в группе.

В Приложении к статье рассмотрен пример веб-квеста при игровом моделировании профессиональной карьеры.

Приложение

В рамках игрового моделирования профессиональной карьеры может быть создан веб-квест, который имеет следующую структуру:

1. Название веб-квеста - «Я и моя будущая профессия».

2. Главная страница содержит следующую информацию: название веб-квеста, класс (8-10).

3. На странице Введение указывается проблема, цели, задачи и результат.

Проблема веб-квеста: Вы включены в рабочую группу по обустройству комнаты отдыха в детском санатории площадью 40 кв.м. Руководитель поставил задачу: разместить в комнате 10 компьютеров, поселить 10 животных, оформить комнату и рассчитать стоимость работ.

Цель веб-квеста - формирование умений разрабатывать индивидуальную траекторию в выборе профессии.

Задачи веб-квеста:

  • определить свой тип личности на основе профессиональных предпочтений по результатам участия в опросе (может быть применена методика Дж. Холланда, Е. Климова и др.);
  • выбрать роль в веб-квесте, соответствующую результатам опроса;
  • выполнить задания по выбранной роли, используя ресурсы сети Интернет;
  • сделать презентацию проекта в MS PowerPoint;
  • приобрести навык выступать публично, защищая проект.

Результат веб-квеста: выполнение заданий веб-квеста позволит ученикам участвовать в опросе, выполнить работу с поиском, отбором и анализом информации и сделать вывод о правильности выбора профессии.

4. Страница Задание содержит задание и рекомендации по его выполнению.

Задание:

1) Участие в опросе по определению своего типа личности на основе профессиональных предпочтений.
2) Выбор одной из ролей («Менеджер», «Художественный оформитель», «Биолог», «Системный администратор», «Экономист») и выполнение задания (страница "Роли").
3) Использование указанных преподавателем полезных ссылок сети Интернет (страница "Ресурсы").
4) Подготовка итогового отчета (состоит из отчетов каждого участника о проделанной работе и предоставляется в форме выступления) по результатам решения основной проблемы веб-квеста.

Рекомендации по выполнению задания

  • Необходимо изучить литературу в зависимости от выбранной роли: по организации работы группы, оформлению комнаты, выбору и расселению животных, требований по расстановке компьютеров или расчету трудозатрат.
  • Если возникнут вопросы по выполнению задания необходимо обратиться за консультацией к преподавателю.
  • Обязательно показать созданный продукт преподавателю перед тем как готовить итоговый отчет (презентацию и выступление).

5. На странице Роли указаны роли и их описание, для каждой из них прописано задание, параметры и ссылка на ресурсы.

  • Менеджер занимается распределением работы между участниками группы, установлением сроков работ, требований к работе, составлением итогового отчета, выступает с презентацией по результатам работы каждого члена группы.
  • Художественный оформитель занимается разработкой дизайна комнаты отдыха – оформление стен, подбор мебели и аксессуаров.
  • Биолог занимается выбором животных, которых можно расселить на указанной площади без ущерба для здоровья окружающих, составляет проект размещения животных в вольерах по комнате.
  • Системный администратор распределяет компьютеры по комнате в соответствии с требованиями и без ущерба для здоровья всех окружающих.
  • Экономист составляет смету по учету стоимости работ каждого участника группы в данном проекте.

6. Страница Ресурсы содержит перечень сайтов с кратким описанием для каждого этапа задания по каждой роли.

7. На странице Оценка прописаны критерии оценивания веб-квеста.