Стресс никогда не возникает в результате работы, направленной на достижение точно определенной цели, а порождается ситуацией, в которой субъект совершает действия, не приводящие к результату. А. Менегетти

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Детковская О.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НА УРОКАХ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ, КЛАССНЫХ ЧАСАХ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Методическая копилка

О.В. Детковская, педагог-психолог ГБОУ Центр образования №771 (Москва)

Психологическая служба в системе образования призвана способствовать созданию условий для оптимального развития каждого ребенка. Целью психологического сопровождения является создание социально-психологической среды для максимального развития личности учащихся и их успешного обучения.

С введением стандартов общего образования второго поколения приоритетным направлением работы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся является обеспечение их развивающего потенциала. Важную роль в этом играет единая психолого-педагогическая стратегия, направленная на сопровождение учащихся, создание детского коллектива и гармоничной среды, что обеспечивается сотрудничеством психолога и учителя.

Александр Григорьевич Асмолов, один из авторов новых образовательных стандартов, определяет ключевые компетенции личности (по окончанию школы) как умение познавать; творить; жить в обществе и жить счастливо. Поэтому умение учиться, способность к саморазвитию, и самосовершенствованию личности – главная задача учебно-воспитательного процесса, которую решает школа. Важным компонентом в создании благоприятной социально-психологической среды выступает психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.

С учетом этих задач строится психолого-педагогическое сопровождение личностного и профессионального самоопределения учащихся Центра образования № 771.

Профориентационная работа начинается уже в начальной школе.

В 1-4 классах она направлена на создание у учащихся конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Структура занятий основывается на возрастных особенностях младших школьников, учитываются такие характеристики как неустойчивость внимания, особенности мышления, необходимость игровых компонентов в деятельности т.д., поэтому диагностические мероприятия здесь носят неявный, опосредованный характер. Более того, с введением ФГОС работа школьного психолога максимально смещена в область развивающих занятий. Цель данного этапа в рамках обсуждаемой темы – заложить основы знаний о многообразии мира профессий, связать учебные предметы с конкретными профессиями и развить учебную мотивацию, как будущую основу профессионального труда. Наиболее интересной формой работы здесь являются занятия: «Мир профессий в моей школе!», т.е. знакомство с профессиями, в рамках здания школы: лаборант, библиотекарь, медсестра и пр.

В 5-9-х классах, кроме профориентационной, ведется работа, направленная на изучение индивидуальных особенностей учащихся. Большое место уделяется развитию навыков самонаблюдения и самопознания школьников, умению соотносить свои особенности с «хочу» и «могу». Цель этапа – сформировать у ребят умения объективно оценивать собственные силы, выявлять свои сильные стороны, позитивные качества, уметь опираться на них и использовать для дальнейшего роста. Психолого-педагогическое сопровождение в этот период наиболее интенсивно и насыщенно профориентационными мероприятиями классного, школьного, окружного и городского уровней.

Максимальный охват учащихся комплексом профориентационных, профинформационных и диагностических мероприятий обеспечивает взаимодействие психолога, классного руководителя и педагогов-предметников. Этому предшествовали уроки по профессиональному самоопределению старших школьников, которые в нашем Центре образования стояли в сетке учебного расписания. Уроки проводились школьным психологом по программе Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии», в которой кроме теоретического материала есть множество диагностических проб для учащихся. Преимущество этого курса заключается в том, что в нем собраны несложные (адаптированные автором), но эффективные методики для оценки школьниками своих способностей, даны ясные интерпретации к ним.

Разработанные к занятиям презентации значительно упростили процедуру проведения занятий. Со временем этим материалом стали пользоваться и классные руководители 5-7 классов, выбирая из курса темы, актуальные с точки зрения воспитательной работы, например, «Чувства и эмоции», «Мотивы и потребности» и пр.

Тематика занятий может быть использована не только в проведении классных часов, но и при разработке интегрированных уроков. Современный ученик должен уметь самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, уметь учиться. Как этому научить? Сочетание комплекса педагогических и психологических технологий, обеспечивающих формирование ключевых компетенций, позволяет добиться существенных успехов в решении этой задачи.

Например, интегрированный урок по химии и психологии для учащихся 8-х классов: «Изучение особенностей памяти на примере основных классов неорганических соединений, их свойствах и номенклатуре».

На уроке учащиеся узнают о свойствах памяти и приемах запоминания информации, которые могут использовать и при изучении других предметов, о профессиях химической отрасли, где необходим тот или иной вид памяти, а также видят прикладное значение психологии.

С учащимися 10-11 классов в рамках психологического сопровождения ведется преимущественно индивидуальная работа, направленная на помощь в коррекции, реже – выбора дальнейшего маршрута обучения.

Часто выбор профессии начинается с проектно-исследовательской деятельности учащихся, темы для которой, в свою очередь, иногда рождаются на профориентационных занятиях. Так, одна из учениц нашего Центра образования, Анастасия Х., выполнив две исследовательские работы по психологии, нашла себя в этой сфере, сейчас она студентка факультета клинической психологии МГПУ. А ученица 10 класса Елизавета Ж. в настоящее время защищает исследовательскую работу, начавшуюся с изучения «психологических установок» на чтениях Вернадского и готовится стать военным психологом. Обе ученицы обратились ко мне как к научному руководителю своих работ, после развивающих занятий, включающих комплексную диагностику личности.

Технологии, используемые педагогическим коллективом школы в профориентационной работе, обращены к личностным механизмам, регулирующим активность учащихся. Учат их с младших классов принимать на себя ответственность за свое профессиональное будущее.

Это позволяет формировать у обучающихся Центра образования готовность проектировать свой образовательный маршрут, профессиональный путь; рассматривать альтернативные сценарии профессионального становления. Организованная таким образом работа дает стойкие положительные результаты.