Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо. В. Франкл

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

О.С. Стаменкова, Т.М. Пылова. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ВИД ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Методическая копилка

О.С. Стаменкова, педагог-психолог МОУ СОШ №3, Т.М. Пылова, профконсультант МУСОМ «Центр по профориентации и трудоустройству молодежи»

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Отмечается тенденция увеличения детской преступности, алкоголизации и наркомании несовершеннолетних.

Отклоняющееся, или девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Принято выделять следующие формы отклоняющегося поведения:

- антисоциальное (делинквентное) поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих (насилие в отношении сверстников, воровство, порча чужого имущества).
- асоциальное (аморальное) поведение, это уклонение от морально-нравственных норм, принятых в обществе (побеги из дома, бродяжничество, отказ от обучения, агрессивное поведение).
- аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности (курение, токсикомания, наркомания, самопорезы, компьютерная зависимость, суицидальное поведение).

Дети, живущие в асоциальной, агрессивной среде, испытывающие языковые проблемы или проблемы адаптации, например, дети из семей беженцев или вынужденных переселенцев, выделяются в определённую социально-психологическую группу, которую можно считать «группой риска». Для детей «группы риска» характерны:

- поведенческие отклонения: агрессивность, замкнутость, безразличие, неуверенность, неадекватность реакций;
- отсутствие культурных навыков;
- отсутствие мотивации к образованию и развитию;
- отсутствие представления о себе как о члене социума;
- отсутствие положительной «Я» концепции;
- пренебрежение интересами окружающих;
- наличие вредных привычек;
- неразвитая способность соотносить свое настоящее, прошлое, будущее со своими целями, ценностными ориентациями и возможностями;
- несформированность адекватного образа «Я»;
- неготовность к профессиональному самоопределению.

Работа психолога, социального педагога и профориентатора направлена не только на оказание помощи в выборе профессии, но и на профилактику негативных зависимостей, коррекцию детско-родительских отношений, формирование адекватной самооценки для полноценного психического развития учащегося.

Эффективность психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников " группы риска" достигается, если:

- применяется комплексная диагностика профессионального самоопределения учащихся для коррекции неадекватного образа "Я";
- проводится планомерная работа по гармонизации личности учащихся;
- преодоление негативного влияния социума в котором они находятся;
- профилактике негативных зависимостей;
- приобретение профессионального опыта в практической деятельности, ориентированного на ситуацию успеха.

Психолог, как правило, встречается с такими детьми на Совете психолого-педагогической поддержки учащихся, или выявляет их в процессе диагностических исследований.

Одной из причин отклоняющегося поведения подростка, многие психологи отмечают чрезмерную занятость родителей на работе или их социальное неблагополучие (пьянство, аморальный образ жизни).

Коррекция детско-родительских отношений бывает затруднена из-за нежелания самих родителей приходить в школу, а уж тем более посвящать час драгоценного времени на консультацию психолога. Тем не менее, такая работа ведётся, как на индивидуальных, так и групповых консультациях.

Очень важно в работе по профилактике и профориентации учащихся «группы риска» объединить усилия специалистов разного профиля: инспекторов ОДН, соцработников, психолога, педагога, школьной администрации.

О работе по профилактике негативной зависимости говорилось уже очень много, её необходимо проводить в системе, в нашей школе прижилось волонтёрское движение. Старшеклассники - активисты школьного самоуправления «Радуга» проводят тренинги и классные часы по профилактике употребления алкоголя, табака и наркотиков, для учащихся среднего звена.

Темы тренингов, направленных на профориентацию:

«Цели и ценности»,
«Профессия и характер»,
« Построение жизненной перспективы»,
«Самопрезентация» и др.

Роль психолога, сводится в этом случае, к обучению самих волонтёров -формированию у них активной жизненной позиции, построению перспективы карьерного роста, постановке жизненных целей и умению реализовывать их в жизни. Молодёжь «зажигает» своим энтузиазмом сверстников, учит их организовывать досуг не прибегая к искусственным стимуляторам, изменяя, таким образом, их социальное окружение.

После проведения серии занятий, отмечаем, что у учащихся «группы риска» появляется желание дружить с нашими активистами, помогать им волонтерской работе, «просыпается» интерес к учёбе, меняется отношение к выбору профессии.

Классному руководителю необходимо создать доверительную психологически комфортную атмосферу взаимодействия с детьми «группы риска», которые зачастую, из-за частых прогулов и неуспеваемости, являются «изгоями» в классе. У учащихся должна сформироваться уверенность в благополучной реализации профориентационного проекта и умение использовать запасной вариант в случае неудачи.