Любое дело женщине приходится делать вдвое лучше мужчины, чтобы заслужить хотя бы половинное уважение. К счастью, это нетрудно. Ш. Уиттон

Итоги Всероссийского конкурса программ профессиональной ориентации «Время – выбирать профессию, место – Россия».

Мониторинг как средство активизации профессионального самоопределения подростков

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Методическая копилка

Авторы: С.В.Кривцова, В.С.Магун, Г.В.Резапкина

Переходные моменты в жизни подростков задаются извне – обществом, принятыми в данном социуме возрастными нормами решения таких важных задач, как окончание этапа обучения, выбор профессионального пути, выбор учебного заведения профессионального образования. Психологическая задача, которая решается еще не слишком зрелой личностью – соотнесение желаемого и субъективно оцениваемого возможного.

Содержательную сторону жизненной перспективы составляет система ценностных ориентаций. Ценностные ориентации выражают личностную значимость тех или иных областей жизни и раскрывают мотивационно-потребностную сферу личности. Они раскрывают основные мотивы устремлений и поведения индивида, поэтому оказывают большое влияние именно на ту сферу жизнедеятельности, которая связана с профессиональным самоопределением.

В ближайшие пять лет социологи прогнозируют полное замещение рынка рабочей силы. Демографическая ситуация такова, что не работодатель будет отбирать специалистов, отвечающих требованиям организации, а специалист будет выбирать место работы, отвечающее его запросам. Такова логика рыночных отношений. Что же представляет собой поколение NEXT?

В начале двадцать первого века в трудовую жизнь вступает поколение, выросшее в условиях так называемой рыночной экономики. Исследование жизненных ценностей этих молодых людей может помочь в решении широкого круга социально-экономических проблем, в том числе проблем молодежной преступности, алкоголизма и наркомании, участия молодых людей в экстремистских группировках. Любая проблема, связанная с молодежью, не только отражает состояние общества, но и определяет перспективы его развития.

Ежегодно в стране проводятся десятки социологических исследований, результаты которых очевидны. Большинство из них сводится к констатации следующих положений:
1) учащиеся имеют недостаточное представление о своих возможностях, требованиях профессии и рынка труда;
2) влияние взрослых и школы на выбор профессии ничтожно мало;
3) выбор профессии большинством выпускников определяется соображениями престижа, а не требованиями рынка труда.

Можно ли сделать мониторинг в образовании не только эффективным инструментом прогнозирования изменений в социально-экономической сфере, но и механизмом влияния на процессы, проходящие в этой сфере?

Социально-психологическое исследование профессиональных планов и ценностно-смысловых ориентаций учащейся молодежи позволяет проанализировать информацию о мотивах и осознанности выбора профессии, уровне притязаний, психологическом состоянии, жизненных ценностях современной молодежи и сопоставить полученные результаты с данными, исследований, проведенных ранее.

Во-вторых, анкетирование, проведенное в рамках данного исследования, не является самоцелью, а имеет диагностический и активизирующий характер, поскольку содержит элемент самодиагностики. В ходе анкетирования профессиональные предпочтения подростков нередко меняются, становясь более реалистичными и обоснованными. «Двухмерность» анкеты, в разработке которой участвовали социологи и психологи, дает возможность получить более полную информацию, имеющую не только прогностическую ценность, но и значимую для личностного развития подростка.

По мнению Е.И.Головахи, различия в позициях психолога и социолога заключаются в том, что психолога интересует механизм формирования реалистичного взгляда в будущее, а социолога – уровень социального оптимизма и реалистичность представлений о будущем разных социальных групп. Обе позиции не противоречат, а дополняют друг друга.

Цели, задачи и методы мониторинга

Исследование проводится методом анкетного опроса. Преимущества данного предмета исследования с точки зрения возможности применения анкетного опроса, конечно же, не снимают ряд проблем получения достоверной информации о важных жизненных решениях человека в условиях самостоятельного заполнения анкеты. Откровенность в ответах может снижаться из-за стремления поддержать определенный уровень самооценки и нежелания посвящать взрослых в свои жизненные проблемы. Нет гарантии, что полученные ответы являются не результатом продуманных и взвешенных представлений о будущем, а импульсивным откликом на вопрос, представленный в анкете, поскольку респондентами являются молодые люди, у которых в структуре жизненной перспективы «реальное и фантастическое не разделено в той мере, в какой это свойственно людям зрелого возраста, имеющим определенный опыт реализации жизненных планов» (Е.И.Головаха).

Применяемые в психологии методы преодоления эффекта «защиты биографии» (Е.И.Головаха), не могут быть использованы достаточно эффективно при массовых опросах. Вместе с тем групповой анкетный опрос имеет то преимущество перед углубленным психолого-биографическим исследованием, что обеспечивает анонимность ответов. Респондент может не опасаться, что результаты исследования будут выступать основанием для оценки его личности. При анонимном опросе более убедительно звучит и представленное в инструкции обращение к респонденту с просьбой добросовестно и искренне ответить на вопросы, содержащиеся в анкете. Еще одним основание, позволяющим надеяться на искренность ответов наших респондентов, является их возраст, характеризующийся открытым, доверительным отношением к миру, за исключением тех случаев, когда в ближайшем окружении подростка складывается неблагоприятная атмосфера.

Целью мониторинга является не только сбор и анализ информации о профессиональных предпочтениях подростков, мотивах выбора профессии, уровне притязаний, жизненных ценностях, готовности выпускников к осознанному выбору профессии и имеющихся затруднений, но и актуализация процесса профессионального и личностного самоопределения, подтверждение выбора на основе самодиагностики, информирования о мире профессий и рынке труда региона.

При разработке анкеты перед авторами стояла задача определить круг факторов, влияющих на профессиональное и личностное самоопределение подростков.

Гипотезой исследования является зависимость выбора профессии от таких факторов, как мотив, степень информированности о будущее профессии, уровень притязаний, приоритетные ценности, психологические особенности. Задачей исследования заключается в выделении факторов, влияющих на степень осознанности профессионального выбора, благодаря которым возможно увидеть некоторые особенности современных подростков и наметить пути эффективного психолого-педагогического сопровождения их самоопределения.

Учитывая ситуацию, в которой находились наши респонденты в момент опроса, мы сконцентрировали внимание на профессиональных планах и жизненных ценностях подростков, которые через несколько месяцев должны принять решение, которое на годы определит их профессиональное будущее.

Диагностический инструментарий. В качестве объективных факторов были выделены возраст, пол, место учебы и проживания. Ключевым вопросом анкеты является вопрос о выборе профессии (1). Респондент, выбравший профессию, переходит к вопросу, который может прояснить мотивы этого выбора (2). Варианты ответов:

1) высокая зарплата
2) престижно
3) мне это интересно
4) посоветовали родители
5) возможность трудоустройства

На следующий вопрос отвечают респонденты, еще не выбравшие профессию (3). Их ответы помогут увидеть причины, затрудняющие выбор, и наметить пути психолого-педагогической помощи соответствующим группам учащихся. Варианты ответов:

1) плохо знаю мир профессий
2) плохо знаю свои возможности
3) не могу выбрать из разных вариантов
4) не знаю, как выбирать профессию
5) еще не задумывался об этом

На следующий вопрос (4) отвечают респонденты, выбравшие профессию. Смысл этого вопроса в том, чтобы дать подросткам возможность увидеть множество условий правильного выбора профессии и оценить обоснованность своего выбора. Варианты ответов:

1) предмет, содержание, условия труда
2) профессионально важные качества
3) где можно получить эту профессию
4) спрос на профессию на рынке труда
5) все вышеперечисленное
6) ничего

Цель следующего вопроса (5) – не только оценка уровня притязаний респондентов. Данный пункт анкеты позволяет озвучить достоверную информацию о средней заработной плате как в целом по стране, так и в конкретных регионах, что может повлиять на обычно завышенный уровень притязаний молодых людей.

1) примерно столько
2) в два раза больше
3) в три раза больше
4) в десять раз больше
5) не думаю об этом

Вопрос о соотношении трудовых затрат и материальном вознаграждении (6) логически связан с предыдущим. Респонденты должны задуматься над тем, какую цену они готовы платить за большую зарплату, и выбрать один вариант из пяти:

1) небольшой, но стабильный доход
2) много работать и много получать
3) мало работать и мало получать
4) возможность высокой прибыли с риском все потерять
5) не думаю об этом

Вопрос о ресурсах, на которые респондент рассчитывает при достижении своих профессиональных целей (7), косвенно затрагивает его ценностные ориентации:

1) деньги
2) связи
3) трудолюбие
4) способности
5) образование
6) случай

Ответы на вопросы 6, 7 по замыслу авторов анкеты должны выявить ресурсы для достижения своих целей. Такого рода показатели отражают «феномен цены» (В.С.Магун), которая должна быть заплачена человеком для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Можно предположить, что далеко не всегда «цена» соответствует тем достижениям, за которые она заплачена. Если жизненная удовлетворенность является как бы вознаграждением за успехи и достижения, то усталость – цена за них. Соотношение этих показателей позволяет охарактеризовать ситуацию с точки зрения степени ее благоприятности для респондентов. Это особенно наглядно проявляется в зрелый период жизни, когда слишком дорогую цену приходится платить за неправильные решения, ошибочные цели и планы. Но подростки, опираясь на свой опыт, тоже способны осознать этот феномен (Е.И.Головаха).

Следующий вопрос (8) касается уверенности респондентов в осуществлении своих планов: Уверены ли вы, что ваши профессиональные планы сбудутся?

1) да
2) нет

Отвечая на следующие вопросы (9,10), респонденты должны назвать три самых престижных и три самых непрестижных, на их взгляд, профессий. Их ответы помогут проследить, изменились ли представления о «престижности» профессий, и, если «да», то каким образом. В настоящее время нет единого мнения о природа престижа. Однако несомненным и общепризнанным является тот факт, что в основе психологических механизмов престижных оценок лежат социальные факторы, многосторонняя зависимость людей, возникающая между ними в процессе своместной жизнедеятельности, в достижении общих целей (В.Л.Оссовский, В.И.Паниотто, В.Ф.Черноволенко, Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи, Киев, 1979, с.36).

Следующий блок анкеты является наиболее содержательным для самих подростков, поскольку основан на экспресс-диагностике (11, 12). Профессиональные планы уточняются с помощью методики Матрица профессионального выбора. Соотнесение результатов по данной методике позволяет судить об уровне сформированности профессиональных планов, наличии запасных вариантов. Подростки должны ответить на вопрос, какой предмет труда их привлекает, поставив цифру «1» рядом с основным вариантом и цифру «2» – рядом с запасным вариантом.

1) Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники.)
2) Информация (тексты, формулы, схемы, иностранные языки, языки программирования)
3) Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)
4) Техника (механизмы, станки, здания, конструкции приборы, машины)
5) Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)
6) Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)
7) Изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясомолочные продукты, овощи, фрукты и т.д.)
8) Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения угля, нефти, газа, полезных ископаемых и т.д.)

Следующий вопрос – какой вид деятельности вас привлекает? (поставьте цифру «1» рядом с основным вариантом и цифру «2» - рядом с запасным вариантом)

1) Управление (руководство чьей-то деятельностью)
2) Обслуживание (оказание различных услуг)
3) Образование (воспитание, обучение, формирование личности)
4) Производство (изготовление продукции)
5) Конструирование (проектирование деталей и объектов)
6) Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
7) Защита (охрана от болезней и враждебных действий)
8) Контроль (проверка и наблюдение)

В этом блоке анкеты использована классификация, разработанная в 2001 году в Московском областном центре профессиональной ориентации и психологической поддержки, прошедшая успешную апробацию в Московской области и рекомендованная Министерством труда и социального развития РФ (Резапкина Г.В., Скорая помощь в выборе профессии, М., 2003). Расширение спектра предметов, или объектов труда по сравнению с известной типологией Е.А.Климова позволяет более точно определить сферу профессиональных интересов, а выбор вида деятельности сужает поле выбора до конкретных профессий.

После того, как учащиеся выбрали 1-2 варианта предмета труда и 1-2 варианта вида деятельности, они получают Матрицу профессионального выбора. Она представляет собой таблицу, в которой по горизонтали указаны объекты труда, а по вертикали – виды деятельности. В клетки, образующиеся на пересечении горизонталей и вертикалей, вписаны названия более двухсот профессий, соответствующих этим двум критериям.

После того, как ребята отметили в анкете предпочтительные для них предметы и виды деятельности, они находят на пересечении горизонтали и вертикали названия профессий и специальностей и выписывают их для себя.

На этом этапе работы нередко происходит подтверждение первоначального выбора, вызывающее положительные эмоции («У меня совпало!») Однако это совпадение говорит только о подтверждении желания заниматься определенной деятельностью, но не о возможности. Особое внимание следует обратить на тех ребят, чей первоначальный выбор не совпал с результатами диагностики по Матрице профессионального выбора. Ценность этой ситуации в том, что она обнажает проблему выбора, давая возможность увидеть причины несовпадения. Чаще всего это – слабое знание своих возможностей и недостаточное информирование о содержании будущей профессии, профессионально важных качеств, медицинских противопоказаниях. Итогом работы с Матрицей профессионального выбора может быть список профессий, наиболее интересных подростку на данный момент. Желание подростка как можно больше узнать об этих профессиях является показателем успешно проведенной работы.

Следующий блок вопросов касается жизненных ценностей подростков (13, 14). Для их выявления был использован сокращенный вариант опросника Е.Б.Фанталовой «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах», который десять лет назад применялся в ходе масштабного исследования жизненных планов и ценностей старшеклассников Москвы и Московской области (Кривцова С.В., Подросток на перекрестке эпох, М., 1997). Респондентам предлагалось пронумеровать список жизненных ценностей, поставив №1 перед самой важной, №2 - перед менее важной и т.д. до №12 рядом с самой незначительной для него ценностью, затем выбрать из этого списка и записать три ценности, которые они считают для себя в будущем труднодостижимыми

  • Активная, деятельная жизнь
  • Здоровье
  • Интересная работа
  • Красота природы и искусства
  • Любовь
  • Материально обеспеченная жизнь
  • Наличие хороших и верных друзей
  • Уверенность в себе
  • Познание (возможность получения новых знаний)
  • Свобода как независимость в поступках и действиях
  • Счастливая семейная жизнь
  • Творчество

Анализ полученных данных позволит получить картину иерархии ценностей и соотношения желаемого и доступного в различных жизненных областях в представлениях подростков.

Рассмотрим возможные варианты этих соотношений. Если какая-то жизненная сфера обладает для подростка большой ценностью, но при этом он оценивает ее как недоступную для себя, то можно говорить о наличии внутреннего конфликта: «Я не могу достичь того, что мне нужно».

Если жизненная сфера оценивается подростком как очень доступная, но при этом не значимая, то можно говорить о состоянии психологического вакуума: «Я могу, но мне это не нужно».

Если степень расхождения между желаемым и доступным невелика, можно говорить об отсутствии кризиса, хорошей адаптивности и благополучии.

Эти вопросы косвенным образом помогают обнаружить момент «кризиса перехода» у старшеклассников с 8 по 11 классы.

Следующие вопросы дают возможность оценить некоторые психологические особенности подростков, влияющие на их самоопределение: Довольны ли вы тем, как складывается ваша жизнь? (15)

1. Да, вполне
2. Не совсем
3. Меня не устраивает моя жизнь

Вопрос о локусе контроля, который в социальной психологии исследуется с помощью специальных тестовых процедур, был апробирован В. С. Магуном в ряде исследований. Учитывая прямую формулировку данного вопроса, мы давали полученным ответам ограниченную интерпретацию, не связывая их непосредственно с традиционной типологией внутреннего и внешнего контроля: В чем вы видите причину своих успехов и неудач? (16)

1. Это – стечение обстоятельств
2. Это – результат чужих действий, которые от меня не зависят
3. Причина – в моих собственных поступках и чертах характера

В соответствии с гипотезой исследования, существует связь между степенью реалистичности и осознанности выбора профессии, удовлетворенностью жизнью и таким важным личностным качеством, как локус контроля.

Социально-психологической мониторинг позволяет увидеть взаимосвязь различных факторов самоопределения, выявить объективные и субъективные причины, искажающие выбор профессии и негативно влияющие на личностное развитие подростка. Кроме того, он актуализирует процесс самоопределения подростков, помогает им более реалистично планировать свое будущее. Специалистам, работающим с молодежью, мониторинг поможет определить приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения.

Материал подготовлен в рамках проекта «Психолого-педагогическое сопровождение «кризисов перехода» из одной образовательной среды в другую в системе непрерывного профессионального образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.