Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается никому не нужно. Ф. Достоевский

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Комплектование профильных классов

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Методическая копилка

Автор: Г.В.Резапкина

Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы положительная профессиональная мотивация, то есть желание работать, а также соответствующие способности, на основе которых формируются навыки.

Считается, что благодаря методам объективного тестирования, можно выявить способности человека и ориентировать его на конкретную общественно полезную деятельность. Сразу возникает два вопроса - во-первых, насколько объективно выявляют тесты способности человека, во-вторых, захочет ли человек реализовать имеющиеся способности?

Отвечая на первый вопрос, приходится признать, что существующие тесты нельзя считать надежным средством оценки интеллектуальных способностей, потому что они измеряют только уровень освоения небольших и произвольно подобранных фрагментов информации низшего уровня, часть которых устаревает уже на момент тестирования. С помощью интеллектуальных тестов выявлено двенадцать различных типов выдающихся ученых, обладающих разными типами компетентности. Ни один из них не получил высокие баллы по традиционным тестам!

В настоящее время ключевым моментом следует считать не способности, а мотивацию человека и его жизненные цели, потому что именно они определяют перспективы развития личности. Поэтому усилия педагогов и психологов должны быть направлены на развитие тех способностей, которые важны для успешного продвижения к цели, поставленной самим человеком. Многочисленные данные подтверждают, что люди, исходно менее способные, но целенаправленно решающие собственную задачу, оказываются творчески более продуктивными, чем более способные, но менее заинтересованные.

Исследование показывают, что одаренные люди обладают дивергентным мышлением, т.к. быстрее решают задачи со многими ответами, при этом предлагая много оригинальных вариантов. Школьное обучение строится на принципах конвергенции, когда задача имеет только одно решение. Большинство тестов, используемых для измерения интеллекта, так же имеет одно правильное решение. Тесты отфильтровывают людей не творчески мыслящих, а тех, которые хорошо принимают ценности и предложенные обществом схемы. Однако способность понимать, разделять и использовать стандартные схемы и понятия вступает в противоречие с необходимостью и потребностью иметь свой взгляд на мир.

Выдающийся русский психолог Б.М.Теплов отмечал, что никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: принципиально говоря, она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения.

Поэтому при составлении блока методик для отбора в профильные классы акцент делался не на оценке актуального уровня способностей, которую ежедневно дает учитель на уроке, а на индивидуальных психологических особенностях и мотивации учащихся.

Изучение этих особенностей в ходе получения общего образования снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения. При этом необходимо решить ряд важных методологических вопросов: в каком возрасте целесообразно проводить диагностику, с какой целью, в каких формах.

Прежде всего, надо отметить, что в школьном возрасте некорректно говорить о профессиональных способностях: можно говорить только об индивидуальных психологических особенностях как предпосылках формирования профессиональных способностей.

Существует ряд факторов, которые необходимо учитывать при выявлении профессиональных способностей.

Во-первых, в юношеском возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявлений.

Второй фактор – недостаточный уровень самосознания подростка, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка.

Третий фактор – недостаток жизненного опыта (скудные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии).

Снизить негативное влияние этих факторов можно только в результате целенаправленного психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, которое следует начинать еще в начальной школе, как это делается во многих странах. К сожалению, серьезный уровень предпрофильной подготовки школьников в условиях профильного обучения даже не предполагается.

В связи с тем, что число желающих продолжить образование в профильных классах может превысить возможности приема, в каждой профильной школе должна существовать открытая, гласная и надежная процедура отбора.

Методика отбора в профильные классы, изложенная в данном пособии, ни в коей мере не может заменить систематическую профориентационную работу. Однако, учитывая, что перед школой уже сегодня стоит задача комплектования профильных классов, можно предложить информативную и надежную модель психолого-педагогической диагностики учащихся 8-9 классов с целью уточнения специализации дальнейшего обучения на основе изучения интересов, склонностей и особенностей мышления учащихся.

В основе методик, составляющих данный блок, лежат известные психологам-профконсультантам «Карта интересов» Голомшток, Опросник профессиональных склонностей Йовайши, Школьный тест умственного развития (под ред. Гуревича), Методика определения типа мышления. Специфика восприятия современных подростков, новые социально-экономические условия, задачи профильного обучения потребовали пересмотра не только содержания вопросов и заданий, но и структуры методик, формы их предъявления. Неуклонно снижается уровень развития вербального интеллекта, эрудиции, меняются приоритеты и жизненные ценности. Новые формулировки учитывают эти реалии. При подборе методик учитывались принципы дублирования, или перекрытия тестов («Профиль» и «Опросник профессиональных склонностей»), оптимальности числа методик и последовательности их предъявления.

Необходимо позаботиться о том, чтобы у каждого ученика были бланки и опросники. Цель диагностики – не только сбор информации об учащихся для принятия обоснованного решения о выборе профиля обучения, но и активизация профессионального самоопределения. Школьники любого возраста с большим интересом выполняют задания, дающие возможность лучше узнать себя. Именно этот интерес является гарантией достоверности результатов. Единственное, что может их исказить – недоверие к преподавателю или опасения, что результаты будут использованы во вред самим ученикам. Поэтому главное условие полноценной диагностики – создание атмосферы доверия на уроке. В связи с этим особые требования предъявляются специалисту, проводящему эту работу. Недопустим авторитарный стиль педагогического общения. Взрослому с негативным самовосприятием и неблагополучным психоэмоциональным состоянием также будет трудно создать на уроке комфортную и доброжелательную атмосферу, необходимую для проведения психолого-педагогической диагностики. Желательно, чтобы эту работу проводил школьный психолог, однако в школьных коллективах немало психологически грамотных учителей, которые успешно справятся с этой ответственной задачей.

Вся работа занимает три урока. Первый урок необходимо предварить краткой, не более пяти минут, мотивационной беседой, в которой сообщается о целях и задачах предстоящей работы. Важно, чтобы ребята не воспринимали эту работу как экзамен, от которого зависит их будущее. Обратите внимание ребят, что решение о выборе профиля обучения будет ими приниматься самостоятельно, с учетом результатов диагностики, успех которой во многом зависит от искренности и объективности самих ребят. Из четырех методик три предполагают самостоятельную обработку на уроке.

На первом уроке рекомендуется выполнить методики «Профиль» и «Тип мышления», каждая из которых занимает 15-20 минут. Эти методики лучше зачитывать, потому что здесь важна первая реакция. Быстрый темп не даст ребятам возможность обсуждать и комментировать вопросы. После того, как ребята подсчитали число баллов и записали их в пустых клетках, вы рассказываете, что каждая строка – это направление профессиональной деятельности (фактически это – десять профилей обучения). Чем больше баллов, тем выше интерес к этому виду деятельности. После достаточно интенсивной работы ребятам необходимо расслабиться и обменяться впечатлениями. Вы дадите им такую возможность, если попросите сначала поднять руки тех, у кого больше всего баллов в первой, второй и т.д. строке, только затем раскрывая значение этих строк (физика и математика, и. т.д.). Можно предложить ребятам сначала самим угадать, что обозначает та или иная шкала. Ваша эмоциональность и включенность может проявляться в ваших позитивных комментариях, живом интересе к полученным результатам. В конце работы можно поинтересоваться, у кого результаты совпали с собственными представлениями о себе. Те, у кого «совпали», радуются. Важно спросить, у кого результаты методики не совпали со своими интересами, и пояснить, что это – еще более ценный результат, потому что открывает новые возможности и варианты, расширяет представление о себе. В каждом классе есть немало ребят, показывающих слабый интерес ко всем направлениям. Хотя по одной методике нельзя делать определенных выводов, на этих ребят следует обратить внимание, потому что у их могут быть проблемы с самооценкой, низкая мотивация. Учащиеся с высокими баллами по нескольким шкалам нередко испытывают другие трудности – не могут выбрать из нескольких вариантов. Дальнейшая диагностика может сузить их поле выбора, однако надо давать себе отчет, что групповая форма работы не может помочь всем – есть более сложные случаи, которые могут рассматриваться только в ходе индивидуальной профконсультации.

1. Методика «Профиль» (методика А. Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной)

...Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную "Всемирную историю для детей". Там была изображена охваченная огнем Троя. "Где нахо¬дится этот город?" - спросил мальчик. "Никому еще не удавалось найти его, - ответил отец. "Когда я вырасту, я найду его!” - воскликнул сын.

С 14 лет он - ученик в лавке, затем - юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгово¬го дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, гол-ландским, испанским, португальским языками. Потом русским - за 6 не¬дель! Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешест¬вие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет все бросает и погружается в археологию. Он трудится без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несго¬ворчивость рабочих, недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Все его сбережения отданы идее. Он буквально следует детским впечатлениям: копает там, где указал Гомер. И сказка стала действительностью – Генрих Шлиман нашел сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле (А.Дусавицкий, Формула интереса).

Представим, что не было этих сорока лет упорного труда, не было этого бесценного профессионального и жизненного опыта, которые позволили Шлиману разбогатеть. А был мальчик, который хотел разыскать Трою. О своих детских фантазиях взрослые обычно вспоминают с улыбкой или смущением. По мере взросления мечты рассеиваются, как утренний туман. Если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы различаются по содержанию (интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды), по глубине, по длительности (фрагмент мотивационной беседа).

Инструкция. Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится – минус.

1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3. Выяснять устройство электроприборов.
4. Читать научно-популярные технические журналы.
5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
9.Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
14.Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
16.Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17.Участвовать в общественной жизни школы, города.
18.Объяснять одноклассникам учебный материал.
19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.
21.Проводить опыты по физике.
22. Ухаживать за животными растениями.
23.Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24.Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
25. Коллекционировать камни, минералы.
26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
27.Читать биографии известных политиков, книги по истории.
28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.
29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
30.Участвовать в военных играх, походах.
31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32. Замечать и объяснять природные явления.
33. Собирать и ремонтировать компьютеры.
34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
35.Участвовать в географических, геологических экспедициях.
36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом
38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
39. Искать и находить способы зарабатывания денег.
40.Заниматься физической культурой и спортом.
41.Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43. Разбираться в принципах работы электроприборов.
44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45. “Читать” географические и геологические карты.
46.Участвовать в спектаклях, концертах.
47.Изучать политику и экономику других стран.
48.Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Обработка результатов. Десять колонок в бланке - это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

1 – физика и математика;
2 – химия и биология;
3 – радиотехника и электроника;
4 – механика и конструирование;
5 – география и геология;
6 – литература и искусство;
7 – история и политика;
8 – педагогика и медицина;
9 – предпринимательство и домоводство;
10 – спорт и военное дело.

Подсчитайте число плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества.

Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.

2. Методика «Тип мышления»

Следующая методика помогает определить тип мышления. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности. Однако независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий индивидуальные способы переработки информации, является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Выделяют четыре базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление. В данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися классификациями (предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное).

Порядок предъявления теста, его обработки и интерпретации аналогичен предыдущий методике. Обратите внимание ребят на то, что нумерация вопросов идет по горизонтали.

Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Я понимаю красоту природы и искусства.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Мне нравится работа, требующая физической активности.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка результатов. Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка.

Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).

1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

5. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.

3. Методика «Эрудит» (методика ШТУР в модификации Г.Резапкиной)

Выполнение этой методики требует интенсивной умственной работы в течение всего урока. Поэтому нежелательно проводить ее на первом и последних уроках, а также в те дни, когда запланированы контрольные работы. Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных операций и вербального интеллекта учащихся 8–9-х классов. Она состоит из четырех серий заданий, каждая из которых выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-математического, естественнонаучного, общественного и гуманитарного предметного цикла. Задания четвертой серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации.

Методика «Эрудит» может использоваться для оценки успешности различных групп учащихся и эффективности различных программ и методов обучения.

Работа над тестом занимает один урок. Если нет возможности рассадить ребят по одному, психолог должен внимательно следить, чтобы ребята не списывали друг у друга. У каждого школьника на парте должен быть бланк ответов и лист с заданиями.

I. Даны три слова. Первое и второе слово связаны по смыслу. Из четырех слов выберите то, которое связано по смыслу с третьим так, как первое со вторым. В бланке рядом с номером задания запишите его букву. Пример: летчик – самолет = машинист –? Варианты: а) пассажир; б) поезд; в) вагон; г) вокзал. Летчик управляет самолетом, машинист – поездом. Правильный ответ – б.

1. Рабовладельцы – капиталисты = рабы – …
а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) наёмные рабочие; г) пленные.
2. Богатство – бедность = крепостная зависимость – …
а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность.
3. Первобытный строй – рабовладельческий строй = рабовладельческий строй – …
а) социалистический строй; б) капиталистический строй; в) демократическое правление; г) феодальный строй.
4. Роза – цветок = врач – …
а) занятие; б) должность; в) специальность; г) профессия.
5. Война – смерть = частная собственность – …
а) феодализм; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы.
6. Стихотворение – поэзия = рассказ – …
а) проза; б) писатель; в) повесть; г) предложение.
7. Старт – финиш = пролог – …
а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) эпилог.
8. Роман – глава = стихотворение – …
а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм.
9. Числительное – количество = глагол – …
а) спряжение; б) действие; в) причастие; г) часть речи.
10. Глагол – спрягать = существительное – …
а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять.
11. Колумб – путешественник = землетрясение – …
а) природное явление; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы.
12. Север – юг = осадки – …
а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха.
13. Папоротник – спора = сосна – …
а) шишка; б) семя; в) растение; г) ель.
14. Растение – стебель = клетка – …
а) деление; б) хромосома; в) ядро; г) фермент.
15. Понижение атмосферного давления – осадки = антициклон – …
а) ясная погода; б) циклон; в) гроза; г) влажность.
16. Фигура - треугольник = состояние вещества – …
а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода.
17. Прямоугольник – плоскость = куб – …
а) сторона; б) ребро; в) высота; г) объем.
18. Диаметр – радиус = окружность – …
а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) круг.
19. Холодно – горячо = движение – …
а) инерция; б) покой; в) скорость; г) взаимодействие.
20. Слагаемые – сумма = множители – …
а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение.

II. Даны четыре слова, три из которых объединены общим признаком. Найдите слово, которое не имеет этого признака, и запишите его букву в бланке. Пример: а) корова; б) лошадь; в) собака; г) волк. Три слова обозначают домашних животных, а четвертое – дикого. Значит, правильный ответ – г) волк.

21. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий.
22. а) социология; б) психология; в) педагогика; г) техника.
23. а) Кутузов; б) Суворов; в) Ушаков; г) Пирогов.
24. а) император; б) дворянин; в) царь; г) вождь.
25. а) ООН; б) НАТО; в) ОБСЕ; г) АОЗТ.
26. а) предлог; б) корень; в) суффикс; г) окончание.
27. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ.
28. а) Ахматова; б) Блок; в) Васнецов; г) Гумилев.
29. а) пролог; б) сюжет; в) развязка; г) эпилог.
30. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказание.
31. а) барометр; б) азимут; в) термометр; г) компас.
32. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость.
33. а) Линней; б) Павлов; в) Микоян; г) Дарвин.
34. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия.
35. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал.
36. а) парабола; б) гипербола; в) ломаная; г) прямая.
37. а) Сахаров; б) Алферов; в) Ландау; г) Пастернак.
38. а) длина; б) метр; в) масса; г) объём.
39. а) скорость; б) колебание; в) вес; г) плотность.
40. а) круг; б) ромб; в) прямоугольник; г) треугольник.

III. Даны пары слов. Выберите из четырех вариантов тот, который выражает самые существенные для обоих слов признаки. Пример: сосна – ель. Варианты ответов: а) растения, б) природа, в) деревья, г) хвойные деревья. Правильный ответ – г, потому что он точнее всего отражает существенные свойства этих понятий.

41. Феодализм – капитализм: а) устройство общества, б) формы правления; в) неравенство; г) общественный строй.
42. Радио – телевидение: а) способы передачи информации; б) средства массовой информации; в) достижения науки; г) формы воздействия на людей.
43. Наука – искусство: а) виды творчества; б) интеллект; в) культура; г) области человеческой деятельности.
44. Школа – институт: а) образование; б) здания; в) учебные заведения; г) способы получения знаний.
45. Монархия – демократия: а) государственный строй; б) формы правления; в) правительство; г) устройство общества.
46. Сказка – былина: а) литературный жанр; б) выдумка; в) устное народное творчество; г) литературное произведение.
47. Пролог – кульминация: а) литературный прием; б) элементы литературного произведения; в) художественные средства; г) способы изложения.
48. Глагол – прилагательное: а) главные члены предложения; б) части речи; в) второстепенные члены предложения; г) лингвистические термины.
49. Классицизм – романтизм: а) стиль; б) жанры; в) художественный стиль; г) направления в искусстве.
50. Определение – обстоятельство: а) члены предложения; б) части речи; в) виды предложений; г) уточняющие слова.
51. Азия – Африка: а) страны; б) континенты; в) материки; г) части света.
52. Сердце – артерия: а) органы кровообращения; б) анатомия; в) система кровообращения; г) органы тела.
53. Облачность – осадки: а) природные явления; б) дождь; в) погода; г) атмосферные явления.
54. Жиры – белки: а) биологические вещества; б) микроэлементы; в) органические вещества; г) химический состав тела.
55. Канал – плотина: а) гидроэлектростанции; б) водные сооружения; в) водоемы; г) водные преграды.
56. Сумма – произведение: а) математические термины; б) вычисления; в) результаты математических действий; г) результаты вычислений.
57. Газ – жидкость: а) молекулы; б) состояние; в) химическое вещество; г) агрегатное состояние вещества.
58. Дифракция – интерференция: а) волновые явления; б) характеристики световой волны; в) природные явления; г) физические термины.
59. Ампер – вольт: а) электричество; б) физические термины; в) единицы измерения электрического тока; г) ученые-физики.
60. Синус – косинус: а) квадратичные функции; б) тригонометрические функции; в) четные функции; г) нечетные функции.

IV. Числа в каждом ряду расположены по определённому правилу. Вы должны понять эту закономерность и записать в бланке ответов число, которое продолжает этот числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо мысленно выполнять арифметические действия.

61.6912151821
62.917151
63.235689
64.1012911810
65.13681618
66.34691318
67.151316121711
68.12481632
69.125101726
70.149162536
71.12864321684
72.126153156
73.3124181396
74.2551276331157
75.348173358
76.473932262117
77.17417157541815
78.5419181469
79.3012944944118
80.2346489698196

Обработка результатов. Обработку проводит сам учитель или психолог. Она заключается в подсчете правильных ответов и предполагает количественный и качественный анализ ответов. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Качественный анализ результатов выявляет группы учащихся с разной степенью усвоения школьных понятий различных учебных циклов. В соответствии со структурой методики первые пять (1–5) строк бланка занимают вопросы общественных наук, следующие пять строк (6–10) – вопросы гуманитарных наук, с 11 по 15 – вопросы естественных наук, с 16 по 20 – физика и математика. Баллы (количество правильных ответов из 15 возможных) записываются в пустой клетке после названия цикла.

Степень сформированности основных мыслительных операций определяется подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям (1 – «Аналогии», 2 – «Классификация», 3 – «Обобщение», 4 – «Закономерности» – соответственно буквы «А», «К», «О», «З» внизу бланка). Баллы (количество правильных ответов из 20 возможных) записываются в пустых летках нижней строки под каждой серией рядом с этими буквами. Общий балл (из 80 возможных) записывается в правом нижнем прямоугольнике. По результатам тестирования класс подразделяется на пять групп:
1) наиболее успешные – 10% от общего числа испытуемых;
2) близкие к успешным – 20% от общего числа испытуемых;
3) средние по успешности – 40% от общего числа;
4) мало успешные – 20 % от общего числа;
5) наименее успешные – 10 % от общего числа испытуемых.

Правильные ответы

4. Опросник профессиональных склонностей (методики Л.Йовайши в модификации Г.Резапкиной)

Данная методика с трудом воспринимается на слух, поэтому на парте должен быть как минимум один опросник. Работа над методикой занимает 10-15 минут. Подсчет баллов ребят проводят самостоятельно, как и на первом уроке. Краткая интерпретация результатов дана в опроснике, однако вы можете дополнить ее своими примерами.

Большинство великих людей – ученых, писателей, композиторов, художников – уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование.

Когда Моцарт в семилетнем возрасте давал концерт, к нему подошел мальчик лет четырнадцати.

- Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.

- Отчего же? Ты ведь уже большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.

- Да я пишу… Стихи …

- Это ведь тоже интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.

- Отчего же, совсем легко. Ты попробуй …

Собеседником Моцарта был Гете...

На первом уроке вы определяли свои интересы с помощью методики «Профиль». Вы уже знаете, что только интерес к делу помогает человеку раскрыть его способности. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Склонность - это влечение к какому-либо занятию. При выборе профессии очень важно учитывать свои склонности. Сегодня мы попробуем определить профессиональные склонности (фрагмент мотивационной беседы).

Инструкция. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «б» или «в» – и отметьте его в бланке.

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность;
б) в области науки;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.
5. Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.
6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.
7. На технической выставке меня больше привлечет
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение.
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);
8. В людях я ценю, прежде всего
а) дружелюбие и отзывчивость
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.
9. В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение;
11. Мне интереснее беседовать о
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание на
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.
16. Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.
17. Главное в жизни
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.
18. Государство должно в первую очередь заботиться о
а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.
19. Мне больше всего нравятся уроки
а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.
20. Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.
21. Я предпочитаю читать статьи о
а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
22. Свободное время я люблю
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о
а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.
24. Я предпочту работать
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.

Обработка. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением обучением, воспитанием, обучением, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их особенности.

2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной, исследовательской деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.

4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

5. Анкета профессионального самоопределения

Заключительный этап профдиагностики – работа с Анкетой профессионального самоопределения (можно предложить ребятам ответить на ее вопросы до работы с методиками, но тогда есть смысл вернуться к ней после). Вопросы о школьных предметах и будущей профессии помогают подросткам осознать мотивы своего выбора, если он сделан, и активизировать, если еще не сделан, а взрослым – увидеть причины, затрудняющие осознанный и реалистичный выбор, и наметить направления дальнейшей работы.
1. Выбрал (а) ли ты профессию? Если «да», то какую?
2. Если выбрал, то почему?
1) высокая зарплата
2) престижно
3) мне это интересно
4) посоветовали родители
3. Если не выбрал, то почему?
1) плохо знаю мир профессий
2) плохо знаю свои возможности
3) не могу выбрать из нескольких вариантов
4) не знаю, как выбирать профессию
4. Что ты знаешь о своей будущей профессии?
1) предмет, содержание, условия труда
2) профессионально важные качества
3) где можно получить эту профессию
4) спрос на эту профессию на рынке труда
5. Знаешь ли ты средний размер заработной платы в стране? Ты рассчитываешь зарабатывать
1) примерно столько
2) в два раза больше
3) в три раза больше
4) намного больше
6. Ты предпочитаешь
1) небольшой, но стабильный доход
2) много работать и много получать
3) мало работать и мало получать
4) возможность высокой прибыли с риском все потерять
7. Желательный для тебя профиль обучения
Важным компонентом Анкеты является Матрица профессионального выбора, которая представляет собой поле, где по горизонтали расположены восемь названий объектов, или предметов деятельности, а по вертикали – восемь видов деятельности. В ходе работы уточняется значение этих понятий, затем каждый ученик выбирает конкретный вид и объект деятельности, и на пересечении этих двух колонок читает названия профессий, соответствующих его запросам.

Инструкция. Многие испытывают трудности в выборе профессии. Работа с Матрицей выбора профессии поможет вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты. С кем или с чем вы бы хотели работать? Какой объект труда вас привлекает? Выберите один основной и два запасных варианта

1) Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)
2) Информация (текст, формулы, схемы, иностранные языки, языки программирования)
3) Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)
4) Техника (механизмы, станки, здания, конструкции приборы, машины)
5) Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)
6) Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)
7) Изделия и продукты (одежда, предметы обихода, лекарства, продукты питания и т.д.)
8) Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, полезные ископаемые т.д.)

Чем бы вы хотели заниматься? Какой вид деятельности вас привлекает? Выберите один основной и два запасных варианта

1) Управление (руководство чьей-то деятельностью)
2) Обслуживание (оказание услуг)
3) Образование (воспитание, обучение, формирование личности)
4) Производство и добыча (изготовление продукции, добыча полезных ископаемых)
5) Конструирование (проектирование деталей и объектов)
6) Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
7) Защита (охрана от болезней и враждебных действий)
8) Контроль и оценка (проверка и наблюдение)

Интерпретация результатов
После обработки результатов перед нами стоит задача их анализа и обобщения. «Профиль» выявляет группу учащихся с выраженными интересами к одному или нескольким профилям обучения. Анализ результатов диагностики упрощает то, что шкалы методики «Профиль» почти полностью соответствуют существующим профилям обучения:

Методика «Профиль»Профили обучения
1 – физика и математика;2 – химия и биология; 3 – радиотехника и электроника; 4 – механика и конструирование; 5 – геогра¬фия и геология; 6 – литература и искусство; 7 – история и политика; 8 – педагогика и медицина; 9 – предпринимательство и домоводство; 10 – спорт и военное дело.1. Физико-математический профиль2. Естественнонаучный профиль(1- физика и химия), (2- биология и география)3. Социально-экономический профиль4. Гуманитарный профиль5. Филологический профиль6. Информационно-технологический профиль7. Агро-технологический профиль8. Индустриально - технологический профиль9.Художественно-эстетический профиль10. Оборонно-спортивный профиль.

Результаты работы над Опросником профессиональных склонностей уточняют и конкретизируют эти данные. Так, если выраженный интерес к военному делу и спорту (десятая колонка) по методике «Профиль» подкрепляется склонностью к экстремальным видам деятельности (пятая шкала) по Опроснику профессиональных склонностей, уже есть основания для выбора оборонно-спортивного профиля. Интерес к педагогике и медицине (восьмая колонка по методике «Профиль»), подтвержденный склонностью к работе с людьми (первая шкала по Опроснику профессиональных склонностей), указывает на гуманитарную направленность подростка. Результаты методики «Эрудит» оценивают степень усвоения отдельных циклов учебной программы и сформированности основных мыслительных функций. Определение типа мышления носят уточняющий характер. Так, выраженное абстрактно-символическое мышление указывает на некоторые склонности к предметам физико-математического цикла, словесно-логическое мышление – к предметам гуманитарного цикла, наглядно-образное мышление – к эстетическим видам деятельности, предметно-действенное мышление – к практической работе и экстремальным видам деятельности. Результаты отдельных методик нельзя рассматривать изолированно друг от друга: информация, полученная с помощью одних методик, обычно перекрывается и уточняется другими. Сочетание четырех разноплановых методик дает достоверную картину профессиональных интересов и склонностей подростков, позволяя рекомендовать учащимся определенный профиль обучения.

Рассмотрим, как результаты диагностики соотносятся с распределением учащихся по профилям обучения.

Профиль обученияМетодика «Профиль»Опросник профессиональных склонностейОпросник типа мышленияМетодика «Эрудит»
Физико-математический профильФизика-математикаСклонность к исследовательской (интеллектуальной) деятельностиАбстрактно-символическоеПредметно-действенноеФизика и математика«Поиск закономерностей»«Установление аналогий»
Естественно-научный профиль (физика и химия)Физика- математикаХимия-биологияСклонность к исследовательской (интеллектуальной) деятельностиАбстрактно-символическоеПредметно-действенноеФизика и математикаЕстественные науки«Аналогии» «Поиск закономерностей»
Естественно-научный профиль (биология и географии)Химия-биологияГеогра¬фия-геологияСклонность к исследовательской (интеллектуальной) деятельностиАбстрактно-символическоеПредметно-действенноеЕстественные науки«Установление аналогий»«Поиск закономерностей»
Социально-экономический профильПредпринима-тельство История-политикаСклонность к планово-экономической деятельностиАбстрактно-символическое Словесно-логическоеОбщественные науки«Аналогии» «Обобщение»«Классификация»
Гуманитарный профильПедагогика-медицинаСклонность к работе с людьмиСловесно-логическоеПредметно-действенноеОбщественные наукиГуманитарные науки«Аналогии»«Обобщение»«Классификация»
Филологический профильЛитература-искусствоСклонность к эстетическим видам деятельностиСловесно-логическоеНаглядно-образноеГуманитарные науки«Аналогии» «Обобщение»«Классификация»
Информационно-технологический профильФизика-математикаРадиотехника-электроникаСклонность к исследовательской (интеллектуальной) деятельностиАбстрактно-символическое Словесно-логическоеФизика и математика«Поиск закономерностей»
Агро-технологический профильГеогра¬фия- геологияСклонность к исследовательской и экстремальной деятельностиПредметно-действенное Абстрактно-символическоеЕстественные науки«Поиск закономерностей»
Индустриально – технологический профильРадиотехника-электроникаМеханика-конструирование Склонность к практической деятельностиПредметно-действенное Наглядно-образное«Поиск закономерностей»
Художественно-эстетический профильЛитература-искусствоСклонность к эстетической деятельностиНаглядно-образное Предметно-действенное Гуманитарные науки
Оборонно-спортивный профильСпорт-военное делоСклонность к экстремальной деятельностиПредметно-действенное


Заключение может представлять собой краткий психологический портрет, в котором отражены основные результаты диагностики, существенные для принятия о выборе профиля обучения. Заключение опирается на объективные данные тестирования, поэтому следует избегать домыслов и гипотез. Оно должно быть написано грамотно и корректно, в однозначных понятиях, доступных самим учащимся.

Важно, чтобы у каждого подростка была возможность обсудить результаты диагностики. Необходимо информировать родителей о целях и результатах отбора, в случае необходимости можно познакомить их с технологией проведения отбора, показать заполненные бланки. Важно, чтобы взрослые действовали согласованно и ответственно в вопросах профильной ориентации, иначе подросток, столкнувшийся с противоречивой информацией, будет дезориентирован.

Одной психологической диагностики недостаточно для принятия решения о зачислении в профильный класс: необходимо учитывать объективные успехи в освоении профилирующих предметов и мотивацию, то есть желание самого учащегося; необходимо анализировать и обобщать не только результаты диагностики, но и сведения, полученные в ходе личных наблюдений, бесед с учителями и родителями. В этом смысле комплектование профильных классов – вопрос не трех часов. Время, затрачиваемое на обработку и подготовку заключений, в несколько раз превышает время, необходимое на проведение самого тестирования. На написание одного заключения может уйти час. В среднем работа с одним классом при ручной обработке занимает неделю.

Отбор в профильные классы следует рассматривать не как разовый замер психологических особенностей учащихся, а как средство формирования реалистичного представления о себе на основе психолого-педагогической диагностики, как компонент систематической психолого-профориентационной работы.