Ничего не делайте под воздействием гнева, раздражения или зависти. Александр Невский

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Настольная профориентационная игра "ИЛИ-ИЛИ"

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Методическая копилка

Автор: Е.Ю.Пряжникова

В игре в шутливой форме моделируется профессиональный выбор в контексте жизненного и личностного самоопределения. Игра разрабатывалась как «домашнее средство» для самостоятельного использования подростками и их родителями. Но опыт ее использования в условиях школы и детского летнего лагеря показал, что ее с успехом может применять педагог и психолог в различных образовательных учреждениях, на базе Центров профориентации молодежи, в учреждениях дополнительного образования.

Смысл игры заключается в моделировании привлекательного образа профессии и жизни.

Методика рассчитана на работу с группой из 3-6 человек. Лучше, когда игру организует ведущий, но как показал опыт, подростки в состоянии играть и самостоятельно. Возраст участников – от 12 до 16 лет. Среднее время на одну игру – около часа. Для игры необходим удобный стол, вокруг которого рассаживаются игроки.

Инструкция

В игре с помощью специальных карточек каждый из вас может составить наиболее привлекательный для себя образ своей будущей профессии и всей жизни. Отберите карточки с привлекательными для вас группами профессий и жизненных стереотипов, а также определите, каких результатов игры вы хотели бы избежать. Затем поочередно вы будете делать ходы на игровом поле с помощью фишек. Каждый раз, когда фишка будет останавливаться на каком-то поле, у вас будет возможность по надписям на этом поле делать выборы карточек, из которых вы и будете составлять образы своих профессий и жизненных стереотипов.

Выбирать вам придется из трех групп:
1) карточки, связанные с характеристиками профессионального труда («П»);
2) карточки, связанные с хобби, досугом, домашним хозяйством («Х»);
3) карточки, связанные с личностным развитием, жизненными позициями и установками («Л»).

В конце игры мы определим, кому удалось достичь того, к чему стремились, и избежать того, чего опасались.

Ход игры

1. Участники отбирают 2-3 карточки с привлекательными профессиональными и жизненными целями (к чему надо стремиться в игре) и по 1-2 карточки с явно непривлекательными для них целями (чего следует избежать в игре). Карточки целей (см. Приложение 1) пускаются по кругу, и каждый записывает выбранные цели.

2. Игроки разбирают фишки и определяют очередность игровых ходов. Первый игрок бросает кубик и делает соответствующее количество ходов по часовой стрелке на игровом поле. Его фишка останавливается на поле, где обозначено, какие действия (выборы) должен совершить игрок. Ниже приводится перечень таких действий:

1) +П, или +Х, или +Л: игрок может выбрать себе любую из карточек профессий (П), хобби (Х) и личности (Л), лежащих сверху соответствующих стопок на столе;
2) +П или +Л: игрок может выбрать любую из верхних карточек в стопках профессий и личности.
2) : игрок берет только верхнюю карточку из стопки профессий (аналогично +Х – из стопки с хобби и +Л – из стопки с личностью).
3) –Х: игрок обязан отдать одну свою карточку хобби (х) и положить ее рядом со стопкой хобби, но лицевой стороной вниз.
4) обмен с игроком: игрок обязан обменяться любой карточкой с тем, кто в данный момент также оказался на поле (игроки сами решают, какие карточки обменять, но обмениваются в обязательном порядке)
5) обмен с коном: игрок обязан обменяться одной любой своей карточкой с коном, т.е. вернуть любую свою карточку на кон и положить ее сверху стопки, одновременно взяв из любой стопки первую сверху карточку.
6) пропуск хода: игрок, попав на данную клетку, пропускает ход.
7) свободный выбор: оказавшись на данной клетке, игрок может поставить свою фишку на любое игровое поля и выполнить соответствующие действия.

Каждый участник не может накапливать более 9-ти карточек: беря десятую карточку, игрок отдает одну из имеющихся. Это позволяет постоянно уточнять и дополнять образ привлекательной профессии и будущей жизни. По усмотрению самих игроков можно ввести правило, что не обязательно брать новую карточку, тогда, когда игрок доволен своим набором карточек.

Естественно, каждый игрок делает выборы, исходя из своих представлений о хорошей профессии и привлекательном образе жизни. Выбирая карточки, игроки раскладывают на столе, чтобы перед их глазами постоянно был образ тех выборов, которые они уже сделали и который может быть скорректирован в дальнейшей игре.

В игре могут быть введены дополнительные правила:

  • если кто-то из игроков слишком долго думает над своим ходом, то, по решению большинства, его можно оштрафовать: он пропускает ход или отдает одну карточку;
  • если игрок не может выполнить какое-то действие, то он также штрафуется (это часто происходит, когда надо вернуть какую-то карточку на кон, например, выполнить действие «–Х»), поэтому есть смысл выбирать не только привлекательные карточки.

Пример бланка

Отобранные игроками карточки целейМаша Б.Павел С.Марина К.
Менеджер135
Врач543
Артист241
Ученый260
Лидер435
Самодовольное ничтожество011
Отличная голова343
Преступник102
Журналист723
Геолог332
Предприимчивый человек426
Прекрасная жена, семьянин533
Тихоня220
Эстет423

3. Заканчивается игра, когда большинство участников заявят, что их вполне устраивают выбранные наборы карточек, и они не хотели бы их существенно менять. Это происходит обычно через 30-40 минут активного выбора карточек и уточнения выбираемых образов. К этому времени игроки уже познакомятся с основными карточками характеристик профессий, хобби и личностного развития.

Игру можно закончить и по общей договоренности, через строго обозначенное время или когда в игре будут использованы все карточки из всех трех колод («П», «Х» и «Л»).

После окончания игры ведущий может предложить желающим сделать «последний ход», а потом еще и «самый последний ход» с тем, чтобы дать возможность некоторым игрокам улучшить свой карточный расклад.

4. Подведение результатов игры. Все раскладывают свои карточки в порядке возрастания номеров (см. Приложение 2). Ведущий берет отобранные карточки с целями (в том порядке, как это представлено в таблице), берет первую карточку и, не называя пока самой этой карточки, зачитывает номера, выписанные в ее нижней части. Каждый игрок считает, сколько раз зачитываемые номера совпадают с номерами его карточек («П», «Х» и «Л»). Более трех совпадений - уже не случайность, значит, данная профессия или жизненный стереотип действительно привлекают игрока. Далее каждый говорит, сколько было у него совпадений, а ведущий записывает это в таблицу, напротив имени каждого участника по данной карточке. Только после этого называется сама карточка, что нередко вызывает бурные реакции (радость или удивление) игроков.

Рекомендации по изготовлению методики «Или-Или»

  • используйте плотный ватман;
  • текст на карточках можно сделать на компьютере, а сами карточки отпечатать на принтере (современные принтеры могут пропускать через себя и ватман);
  • для удобства уже отпечатанные на принтере карточки можно пометить цветными линиями обычными фломастерами (каждую группу – своим цветом);
  • изготовленную игру лучше хранить в отдельной папке, а каждую группу карточек – в отдельном конверте.

Перечень карточек профессиональных и жизненных целей

Номера соответствуют номерам карточек характеристик профессий - «П» (первый ряд), хобби - «Х» (второй ряд) и личностного развития – «Л» (третий ряд). Сами карточки имеют размер 6 х 8 см. и помечаются цветом и/или символом.

1Менеджер – специалист по управлению (начальник, руководитель).
1.2.7.10.18.19.20.21.24.28.29.
52.70.
76.77.78.81.82.84.85.86.88.89.92.93.95.101.105.
2Водитель, машинист, пилот, капитан (рулевой)
3.8.9.15.16.17.20.23.24.26.29.
46.
78.83.85.86.89.90.92.94.
3Искусствовед, художник, писатель, композитор
1.2.6.11.15.19.21.24.25.27.28.
45.47.52.
74.75.79.80.82.84.91.95.108.
4Педагог, психолог, тренер
1.2.5.6.7.10.19.20.22.25.
50.54.56.67.69.
74.77.78.79.80.81.82.83.84.85.88.89.93.95.108.
5Рабочий, оператор, технолог, инженер
1.4.8.9.10.15.16.17.18.27.
48.
77.83.86.91.92.94.101.
6Продавец, кассир; повар, официант; парикмахер, портной
5.8.10.11.15.20.22.
37.43.52.68.
78.79.83.85.86.88.89.90.91.92.94.103.
7Врач, медсестра; воспитатель в детсаду, яслях
1.5.8.10.15.19.25.26.27.
67.
77.78.79.81.83.85.86.88.89.91.93.95.108.
8Артист театра, кино, цирка, эстрады (шоу-бизнеса). Спортсмен-профессионал (работающий "на публику")
6.10.11.19.20.23.25.26.27.
43.45.46.52.56.69.71.72.
74.75.76.78.80.82.84.85.86.87.88.89.90.93.94.95.105.108.
9Военный (армия, авиация, флот)
5.7.9.10.15.16.17.18.19.20.23.25.26.29.
70.
73.77.78.79.81.82.85.86.87.88.90.92.94.95.101.
10Крестьянин, фермер, лесник
1.2.8.9.13.14.15.16.24.25.
39.48.64.
83.85.86.90.91.101.
11Ученый, конструктор, проектировщик
2.6.10.12.18.19.21.23.24.27.28.29.
45.52.
74.75.76.77.81.82.83.84.85.86.93.108.
12Строитель; бурильщик, проходчик, шахтер
9.15.16.17.20.23.25.26.29.
48.
81.83.85.86.89.90.92.94.101.
13Государственный, общественный деятель. Юрист. Историк. Социолог
2.5.7.10.18.19.20.21.22.23.24.28.29.
45.46.52.54.70.
74.75.76.77.78.79.81.82.84.85.86.88.89.93.95.99.105.108.
14Журналист, редактор; теле-, радио-комментатор
5.10.11.15.19.20.21.23.24.25.26.28.
43.45.46.47.52.54.67.69.70.
74.78.79.80.81.82.84.85.88.89.90.92.93.95.105.
15Экономист, бухгалтер; делопроизводитель, секретарь-референт
1.2.10.15.16.18.19.21.28.
39.
77.83.85.86.88.92.93.99.
16Сотрудник милиции, ФСБ, налоговой инспекции. Пожарник, спасатель
1.5.7.9.10.15.16.17.18.19.20.23.25.26.29.
67.70.72.
73.77.78.79.81.82.85.86.87.88.89.90.92.93.94.95.99.101.
17Геолог; археолог; сотрудник био-, метеостанции
1.2.8.9.10.12.13.14.15.16.18.19.23.24.25.26.27.29.
46.54.
73.77.78.79.81.82.83.84.85.87.90.91.93.94.95.101.
18Матрос, рыбак на сейнере
3.8.9.13.14.15.16.20.
46.
73.78.79.81.87.89.92.94.95.101.
19Предприимчивый человек (умеет "делать деньги", добиваться своего..)
2.6.20.29.33.34.
37.39.40.41.42.43.45.52.60.61.70.
77.78.81.84.85.86.88.89.92.93.95.99.103.105.
20Увлеченный чем-либо человек ("фанат" своего дела)
6.11.12.26.30.
38.40.43.44.46.47.48.54.55.56.57.59.62.63.64.65.66.68.69.70.71.
72.74.75.76.77.80.83.84.85.86.91.93.94.108.
21Прекрасная жена, мать, хозяйка (муж, отец, семьянин)
5.6.8.15.20.24.29.
37.40.43.45.48.50.52.68.
73.78.79.80.82.83.84.88.92.95.99.101.
22Искатель приключений...
23.24.26.32.35.
42.46.49.51.58.59.60.62.
75.76.81.84.104.105.108.
23Лидер, "душа коллектива" (все уважают, а кто-то побаивается…)
5.6.7.20.
43.45.47.48.52.53.54.59.62.67.70.71.72.
74.75.76.78.79.81.82.84.86.88.89.95.105.
24Самодовольное ничтожество (хам, жлоб, бюрократ, невежда…)
33.34.35.
45.51.61.
89.96.97.98.100.102.103.106.107.
25Хулиган, скандалист, склочник (шпана – мелкий человек…)
32.35.
49.
100.102.104.
26Очаровательное создание, прелесть, милашка...
20.28.
43.45.53.68.
73.78.88.89.95.102.
27Аристократ (изысканное презрение к людям "другого круга"...)
7.11.28.29.
37.40.41.43.44.45.51.52.56.61.
74.75.78.80.88.89.105.
28Неудачник (достиг не того, о чем мечтал...)
30.31.32.35.36.
49.
75.96.97.98.102.104.106.107.
29Богач (куча денег, куча благ...)
24.29.33.34.
37.39.40.41.43.44.45.46.51.52.60.
77.78.81.82.83.84.85.86.89.92.93.103.105.
30Знаменитость (все гордятся, а кто-то завидует...)
6.7.11.12.19.26.28.
38.43.45.47.48.52.57.62.72.
74.76.81.84.86.87.88.89.92.93.95.105.108.
31Отличная голова (эрудит, мыслитель, мечтатель...)
6.10.11.12.19.24.
38.47.48.54.56.57.62.65.69.70.71.
74.75.76.77.80.85.86.93.95.105.108.
32Порядочный человек, большая душа
1.5.12.24.
50.53.63.67.
75.78.79.81.82.83.84.108.
33Преступник
20.26.32.33.34.
58.
100.103.104.106.107.
34Тихоня (знает "свое место"...)
30.26.
63.
96.97.98.102.106.107.
35Эстет (знаток прекрасного, "человек-украшение" в любой компании)
1.2.10.19.28.
38.43.52.54.55.56.69.
74.80.85.86.
36Хорошее тело, отличное здоровье
3.25.26.
44.59.64.71.72.
83.84.87.90.94.98.107.

Характеристики профессий (П)

Карточки характеристик профессий (П) помечаются коричневым цветом, а в верхней левой части карточки выписывается буква «П» и обводится кружочком. Аналогично делаются карточки хобби, хозяйства (Х) – зеленым цветом, а карточки личностного развития (Л) – оранжевым цветом. Размер карточек: 6 х 8 см.

1. Проверять что-либо, кого-либо
2. Исследовать, экспериментировать
3. Перевозить людей и грузы
4. Обрабатывать детали, материалы
5. Учить, воспитывать, помогать добрым словом
6. Творить, изобретать
7. Руководить людьми
8. Обслуживать что-либо, кого-либо
9. Работать с техникой
10. Работать с текстами, цифрами, информацией
11. Создавать художественные образы
12. Выдвигать смелые научные гипотезы, теории
13. Работать с растениями, микроорганизмами
14. Работать с животными
15. Использовать в работе различные ручные приспособления и инструменты
16. Использовать механические средства труда
17. Использовать автоматические средства труда
18. Использовать микрокалькуляторы и компьютеры
19. Использовать обширные знания
20. Использовать в работе выразительные движения, мимику, голос…
21. Работать в обычных условиях
22. Работать в больших помещениях с людьми
23. Часто бывать в командировках, рейсах, экспедициях…
24. Самому планировать свою работу и самому за нее отвечать
25. Работать часто на открытом воздухе
26. Работать в условиях риска для здоровья и жизни
27. Работать в особых условиях
28. На работе – изысканные отношения, популярные, модные люди…
29. Иметь высокую зарплату, льготы
30. Мало зарабатывать и быть готовым терпеть это…
31. Быть временно безработным
32. Приходить на работу в пьяном виде…
33. Брать взятки, чаевые, «подарки»…
34. Воровать, тащить с работы товары, вещи, детали
35. Скандалить с коллегами, организовывать «заговоры», сплетничать
36. Допускать в работе ошибки, просчеты, срывы…

Хобби, хозяйство (Х):

37. Простроить дачу, особняк; купить дорогую квартиру
38. Коллекционировать что-либо
39. Выращивать цветы
40. Купить модный автомобиль, катер, яхту…
41. Завести прислугу…
42. Уехать в другую страну
43. Модно одеваться
44. Заниматься своим здоровьем и телом
45. Вызывать у окружающих восхищение и зависть
46. Путешествовать, смотреть на мир
47. Писать стихи, прозу – для души, для друзей…
48. Мастерить что-либо, конструировать, экспериментировать - для души…
49. Пить пиво и «общаться» с ребятами
50. Отдавать всю жизнь детям (внукам)
51. Вести «светскую» жизнь
52. Поддерживать знакомство с престижными, влиятельными людьми
53. Проводить время с добрыми друзьями
54. Изучать языки, культуру других народов
55. Слушать модную музыку, танцевать «по всякому»…
56. Посещать театры, музеи, вернисажи, выставки…
57. Рисовать, ваять – для души, для друзей…
58. Убивать, грабить, насиловать…
59. Увлекаться альпинизмом, подводным плаванием, хождением в горы и в пещеры…
60. Заниматься перепродажей (спекуляцией), делать «бешеные» деньги…
61. Выгодная свадьба (брак «по расчету»)
62. Увлекаться йогой, астрологией, парапсихологией, философией…
63. Ходить в церковь, верить…
64. Увлекаться рыбалкой, охотой; собирать грибы-ягоды…
65. Не отходить от телевизора, видеомагнитофона, компьютера
66. Ходить на стадион, болеть за любимую команду
67. Помогать кому-либо бескорыстно, защищать слабых
68. Вкусно готовить, угощать…
69. Увлекаться художественной литературой
70. Следить за политическими событиями
71. Посещать драмкружок, театр-студию, тренинги и психотерапевтические группы
72. Ходить в спортивную секцию, заниматься спортом

Личностное развитие (Л)

73. Счастливая свадьба (брак «по любви»)
74. Много, много, много читать…
75. Уметь (и не бояться) мечтать
76. Мыслить оригинально, нестандартно
77. Мыслить логично (обоснованно и четко)
78. Уметь общаться, вызывать доверие, нравиться людям
79. Быть честным и благородным
80. Ценить прекрасное, иметь художественный вкус
81. Быть волевым, принципиальным
82. Признавать собственные ошибки (и учиться на них)
83. Быть уравновешенным и аккуратным
84. Уметь не отчаиваться при неудачах и верить в успех
85. Иметь отличную память
86. Уметь сосредоточиваться на деле
87. Закаляться, постоянно тренировать свое тело
88. Следить за внешностью, не отставать от моды
89. Владеть своим голосом (уметь говорить выразительно)
90. Иметь развитые органы чувств (зрение, слух, обоняние…)
91. Иметь «золотые руки» (творить «чудеса»…)
92. Все делать быстро и качественно
93. Уметь вести записи (дневники, конспекты) и пользоваться ими
94. Вырабатывать ловкость, координацию движений, реакцию…
95. Иметь чувство юмора
96. Ваш девиз: «Быть как все (не высовываться – кабы чего не вышло)»
97. Ваш девиз: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»
98. Ваш девиз: «Моя хата с краю…»
99. Ваш девиз: «Денежки счет любят (копеечка к копеечке – будет миллиончик)»
100. Ваш девиз: «Бей своих, чтобы чужие боялись!»
101. Ваш девиз: «Сделал дело – гуляй смело!»
102. Ваш девиз: «Хорошо быть дураком – с дураков спрос меньше»
103. Ваш девиз: «Деньги могут все – все продается и покупается»
104. Ваш девиз: «Сначала сделать что-то, а уж потом думать…»
105. Ваш девиз: «Быть первым во всем!»
106. Ваш девиз: «На все наплевать!»
107. Ваш девиз: «Жить для того, чтобы есть!»
108. Ваш девиз: «Есть для того, чтобы жить!».

Пример расположения игрового поля и карточек на столе









Видео-ролик