Многие, кто жалуется, что не получают того, что заслужили, просто не знают, как им везёт! А. Ньюмен

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Взаимодействие психолога и учителей-предметников в профориентационной работе. Игра "Город профессий"

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Методическая копилка

Автор: Гюлмалиева Е.Н., педагог-психолог гимназии №1517 СЗАО г.Москвы

Современный мир профессий сложен и динамичен, его особенность – полипрофессионализм – овладение человеком не одной профессией, а несколькими смежными. Таким образом, профессиональное самоопределение становится непрерывным процессом.

Современному обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, творить и созидать. Но овладение профессиональным мастерством, занимающее немало времени, не успевает за обновлением видов профессионального труда.

Ситуация выбора профессии школьниками осложняется неуверенностью в правильности выбора, чрезмерной зависимостью от мнения родителей, слабым знанием современного мира профессий и рынка труда.

Целью игры «Город профессии» является повышение уровня информированности учащихся, осознание ими особенностей трудовой деятельности и законов рынка труда.

Задачами игры являются активизация потребности в изучении современных профессий и рынка труда; обучение навыкам реалистичного и осознанного планирования профессионального будущего; развитие представлений о сферах труда; соотнесение своих возможностей с требованием будущей профессии на основе знаний, полученных в ходе игры.

Для повышения эффективности игры к ее подготовке и проведению необходимо привлечь учителей-предметников, которые будут консультировать ребят при подготовке презентации профессий определенной трудовой сферы, тактично помогая в познании мира профессий.

Участники игры: учащиеся 8-9-х классов.

1 этап. Рабочая группа каждого класса в составе 5-6 человек готовит презентацию профессий своей сферы с фотографиями и рисунками, и вырабатывает стратегию выступления всего класса. Руководителями групп являются учителя-предметники:

  • сфера космических технологий (учитель астрономии и физики);
  • сфера искусства (учитель русского языка и литературы ИЗО, МХТ );
  • сфера коммуникаций (социальный педагог, психолог);
  • сфера здравоохранения (учитель биологии);
  • сфера компьютерных технологий и менеджмента (учитель информатики, экономики);
  • сфера социальных отношений (учитель граждановедения, истории и обществознания);
  • сфера инженерных и промышленных технологий (учитель технологии, математики);
  • сфера экологии и природных ресурсов (учитель географии).


Задание для создания проекта

1. Представьте и опишите картину нашего мира через 10 лет.
2. Подумайте, как изменится за 10 лет профессиональная сфера, которая досталась вашей группе. Опишите ее.
3. Назовите 5 наиболее востребованных профессий вашей сферы. Обоснуйте свой выбор.
4. Назовите 5 наименее востребованных профессий вашей сферы. Обоснуйте свой выбор.
5. Опишите одну из востребованных в будущем профессий вашей сферы, используя следующие характеристики:

  • Средства труда (инструменты, приспособления, профессионально важные качества и т.д.)
  • Цели и результаты труда (что является продуктом труда, в чем необходимость этой профессии)
  • Условия труда (характер работы, рабочее место, заработная плата, ответственность и т.д.)
  • Пути получения профессии (сколько лет и где нужно учиться, чтобы стать хорошим специалистом)

2 этап. Рабочие группы предлагают зрителям свои презентации о самых востребованных и наименее востребованных профессиях ближайшего будущего. После выступления одной группы все остальные участники рабочих групп дают оценку данному выступлению. Дети должны высказать свои мнения о реалистичности прогнозов рабочих групп, задавая вопросы и замечания, которые группы только фиксируют.

После выступления всех групп участникам и слушателям предлагается написать на стикерах свою будущую профессию и наклеить их на плакат с нарисованными домами, которые обозначают восемь профессиональных сфер. Возможно, одни дома будут переполнены, а в других будут свободные площади. Таким образом, можно определить, в какой из сфер будет жестокая конкуренция, а в каких – дефицит рабочей силы. Желательно, чтобы подростки сами сделали вывод о том, к чему может провести такой перекос в распределении трудовых ресурсов.

3 этап. Через неделю проводится «пресс-конференция», которая носит характер обратной связи. Участники рабочих групп получают возможность ответить на все вопросы и замечания, которые были сделаны на 2-м этапе проведения игры. Участники игры при желании могут изменить свой выбор, переклеив свои стикеры.