Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви тогда, когда меньше всего ее заслуживает.

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Городская неделя профориентации в Москве. Методический марафон

Главная страница -> Городская неделя профориентации в Москве. Методический марафон

Весенние каникулы – дети отдыхают, взрослые учатся. С 21 по 25 марта во всех округах Москвы прошли мероприятия Городской недели профессиональной ориентации, кульминацией которых стал Городской методический марафон в Информационно-аналитическом центре Департамента образования Москвы.

В мероприятии приняли участие 130 представителей учреждений общего, среднего и высшего образования, окружных управлений образования и центров профессиональной ориентации.

Открыла мероприятия Е. В. Митина, главный специалист Управления дошкольного и общего образования Департамента образования Москвы.

Директор Городского центра профориентации М. А. Салмина рассказала о роли Центра в развитии столичной профориентации.

На пленарном заседании выступила заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ С. Ю. Решетина по теме «Методологические и организационные основы профессиональной ориентации».

Е.Ю. Пряжникова

Тему продолжила ее коллега, профессор МГППУ Е. Ю. Пряжникова, дав эмоциональную, но аргументированную оценку состояния профориентации в своем выступлении «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения молодежи: мифы и реалии»

В работе методического марафона приняла участие заведующий сектором программ и технологий высшего образования Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» Е.Ю. Есенина, познакомившая участников марафона с концепцией профессиональной ориентации и сопровождения профессионального выбора в комплексных программах развития образования субъектов РФ.

Н.Я. Борисова

В заключительном пленарном докладе методист УМЦ по профессиональному образованию ДО г. Москвы Н.Я. Борисова рассказала о взаимодействии ГОУ ДПО «Учебно-методический центр по профессиональному образованию» с образовательными учреждениями СПО по вопросам профориентации.

Первая часть методического марафона завершилась острой дискуссией о перспективах профориентационной работы в образовательных учреждениях в связи с неустойчивым положением педагогов-психологов из-за очередной «оптимизации» образования, отсутствием полноценной подготовки специалистов в области профориентационной работы, неопределенностью их статуса.

Программу первой секции ее ведущие Г. В. Резапкина и Е. Ю. Пряжникова выстроили таким образом, чтобы показать возможности профориентационной работы на протяжении всего обучения, от детского сада до колледжа.

В.Н.Петелина

Секцию «Самоопределение детей и подростков как непрерывный процесс» открыла преподаватель кафедры социальной работы РГСУ В. Н. Петелина (г. Протвино Московской области), которая поделилась успешным опытом формирования отношения к миру профессий как процесс социализации детей дошкольного возраста в условиях наукограда.

О.В.Приходько

Тему ранней профориентации продолжила О.В. Приходько, педагог-психолог ГОУ СОШ № 1056 (СЗАО). В ее выступлении «Профориентация младших школьников» была представлена модель профориентационной работы, которая второй год успешно реализуется в школе.

Во всех округах Москвы действуют центры профориентации, специалисты которых оказывают бесплатные квалифицированные услуги учащимся школ. Заместитель директора по УВР ЦСТАиПО «Ясенево» (ЮЗАО) О.Н. Чикина рассказала о профориентационной работе Центра, основанной на интеграции различных подходов.

Ее коллега, заместитель директора ЦСТАиПО «Академический» (ЮЗАО) М. Я. Шолохов представил профориентационные технологии самоопределения школьников, разработанные в его центре.

Завершило работу секции яркое, эмоционально насыщенное и содержательное выступление педагога-психолога ГОУ «Педагогический колледж №16» Л. А. Федотовой (СВАО) «Интеграция профориентационной работы в образовательное пространство колледжа», которая в прошлом году заслужила почетное звание «Лучший педагог-психолог Москвы» и стала лауреатом Всероссийского конкурса «Педагог-психолог года».

Параллельно с работой секции «Самоопределение детей и подростков как непрерывный процесс» проходила секция «Справочно-информационное и научно-методическое сопровождение профориентационной работы» (ведущие А. М. Корягин, Е. В. Митина)

Р.С.Субботин

Специалист Городского центра профориентации Р. С. Субботин познакомил участников с возможностями Единой образовательной информационной среды (ЕОИС) – недавно созданным и активно развивающимся сетевым сообществом, объединяющим всех участников профориентационной работы в городе. Цель проекта – организовать общение между всеми участниками педагогического сообщества, помочь найти ответ на любой вопрос и создать условия для обмена опытом и повышения профессиональной компетентности.

Методист по профориентации ОМЦ ЗОУО Е. Н. Кузнецова в своем интересном и содержательном докладе «Методическое сопровождение профориентационной работы в образовательных учреждениях» не только представила многообразие различных форм профориентационной работы в Западном административном округе, но и обозначила круг задач, требующих неотложного решения. Вероятно, в других округах все проблемы решены, т.к. методистов на марафоне было немного.

Современная профориентация невозможна без качественной профдиагностики. Рынок компьютерной диагностики предлагает большое количество программ, качество которых чаще всего не соответствует их высокой стоимости. Педагог-психолог ЦСТАиПО «Ясенево» А.С. Акимова активно использует в своей работе компьютерную диагностику. В своем выступлении «Поддержка профильного обучения. Программа комплектования профильных классов «Профиль-класс» она рассказала о новой разработке НПО «Амалтея».

Выступление заместителя директора по УВР ЦСТАиПО «Гагаринский» (ЮЗАО) Ю.В. Кунцева было посвящено роли социального партнерства в организации профориентационных экскурсий на предприятия Москвы. Наряду с другими аспектами профориентационной работы специалисты ЦСТАиПО «Гагаринский» занимаются разработкой, апробацией и внедрением механизмов взаимодействия различных институтов, прежде всего, работодателей и образовательных учреждений. К сожалению, межсистемные связи образования с другими общественными институтами, без которых не может быть осмысленной профориентационной работы, были разрушены при переходе к рыночной экономике. Тем ценнее успешный опыт, которым «Гагаринский» делится с коллегами.

Еще одно важное направление профориентационной работы – создание современных учебно-методических пособий для учащихся и родителей, педагогов и психологов. Руководитель проекта «Профессиональное самоопределение» ОИЦ «Академия» М. К. Деканова в своем выступлении «Учебно-методические пособия по профессиональной ориентации школьников Москвы: опыт издания и перспективы» рассказала о масштабных планах издательства. Десятки книг, написанных известными специалистами в области самоопределения детей и подростков, уже готовы к изданию. Книги будут распространяться в соответствии с заказами образовательных учреждений г. Москвы.

Один из авторов учебно-методического комплекта для 9 класса «Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии А. М. Корягин, директор ГОУ ЦО № 504 (ЮАО) представил одно из направлений Центра профориентации и социальной адаптации молодежи «Горизонт»издательскую деятельность.

Методический марафон завершился работой «круглого стола». Самые интересные предложения, высказанные участниками, вошли в проект резолюции о совершенствовании профориентационной работы в столичной системе образования.

Как и в настоящем марафоне, его главным итогом стала проверка своих возможностей. Каждый участник этого шестичасовой встречи профессионалов внес свою важную лепту в общее дело.