Когда кто-то идет не в ногу, не спеши осуждать его: возможно, он слышит звук другого марша. Г.Торо

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

РОСМОЛОДЕЖЬ ЗАДАЕТ НОВЫЙ ФОРМАТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Главная страница -> РОСМОЛОДЕЖЬ ЗАДАЕТ НОВЫЙ ФОРМАТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Сегодня многим очевидно: при всей важности профессиональной ориентации молодежи попытки склеить осколки прежней неэффективной системы наивны и бессмысленны. Выход один – пересмотреть подходы и определить стратегические цели, адекватные современным задачам, обозначить вектор профориентационной работы, без которого любые технологии не просто бесполезны, но и опасны.

15-16 апреля 2013 года в Москве прошла Всероссийская конференция, посвященная вопросам профессиональной ориентации и самоопределения молодежи. Организатором конференции выступило Федеральное агентство по делам молодежи при поддержке Федерального института развития образования и Департамента образования Москвы.

В конференции приняли участие более 150 человек – представители органов власти, ведущие эксперты в области педагогики и психологии, профориентации и самоопределения молодежи, игровых практик и гейм-дизайна, а также школьники и их родители.

Главным событием первого дня конференции, проходившего в бизнес-отеле «Бородино», стало обсуждение перспектив создания Всероссийской интерактивной системы онлайн-профориентации молодежи. Организаторы поставили перед экспертами сложную задачу: сформировать общее видение системы дистанционного самоопределения молодежи.

Среди проблем, затрудняющих своевременное и точное самоопределение молодежи, эксперты отметили отсутствие на государственном уровне системы профориентации, дефицит достоверной информации о профессиях, путях их получения и перспективах трудоустройства, искаженное, чаще завышенное, представление молодых людей о своих возможностях и преобладание деструктивных мотивов выбора профессии у значительной части молодежи.

Интерактивная мультимедийная образовательная программа самоопределения молодежи, инициатором которой выступает Росмолодежь, способна частично восполнить отсутствие системной профориентационной работы, которая была свернута в нашей стране десять лет назад.

Впервые за много лет власть в лице Федерального агентства по делам молодежи предельно точно и образно сформулировала запрос к представителям науки и практики: воспитывать у детей и подростков мировоззрение, в основе которого лежат истинные ценности. Правильный выбор жизненного пути – не цель, а следствие правильного мировоззрения. И одновременно – условие выживания всей цивилизации. Об этом говорила в послании из далекого 2090 года красивая девушка, поразительно похожая на организатора форума Елену Качкину, руководителя отдела профессиональной ориентации и патриотического воспитания Федерального агентства по делам молодежи.

Сама же Елена Игоревна уточнила: «Мы хотим, чтобы каждый школьник, находясь в важной точке выбора жизненного пути и профессии, мог получить помощь в личностном и профессиональном самоопределении. Для этого до конца года будет разработан образовательный портал, основанный на личностно-ориентированном подходе к самоопределению молодежи. На портале будут размещено тематическое видео, блок психологической диагностики с возможностью консультаций квалифицированных психологов и выполнением проектных заданий, стажировок и социальных проб в реальности.

Свое видение онлайн-профориентации как элемента системы самоопределения молодежи представили старший научный сотрудник Академии социального управления (http://www.asou-mo.ru/ и Федерального института развития образования Г.В. Резапкина, президент Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» А.Г. Серебряков и ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования И.С. Сергеев.

Стратегическая сессия, на которой были поставлены задачи, плавно перешла в мозговой штурм в группах. Эксперты обсуждали важные методологические и организационные вопросы, в том числе:

  • Какими средствами можно реализовать на портале личностно-ориентированный подход?
  • Какими методиками самоопределения и профориентирования следует наполнить программу?
  • Как встроить программу в систему общего образования?
  • Как организовать выполнение участниками практических заданий, проектов и профессиональных проб?
  • Как формировать общечеловеческие ценности, не вызывая отторжения?
  • Как оценить эффективность программы?
  • Как организовать на портале обратную связь?
  • Кто может быть партнером портала?
  • Как сделать портал полезным и привлекательнымдля молодежи?

Первый день конференции завершился презентацией итогов четырехчасового обсуждения поставленных задач.

Второй день конференции прошел в формате фестиваля новых идей и технологий профессионального самоопределения «Время – выбирать профессию, место – Россия» на базе ГБОУ Центр развития творчества детей и юношества «Технорама на Юго-Востоке».

Целью фестиваля была презентация инновационных идей, технологий и проектов в области профессионального самоопределения и планирования профессиональной карьеры; активизация интереса учащихся и специалистов системы образования к проблеме профориентации и социальной адаптации учащейся молодёжи.

В фестивале приняли участие представители Федерального агентства по делам молодежи, Федерального института развития образования, Департамента образования Москвы, педагоги, психологи, сотрудники центров профессиональной ориентации, учреждений профессионального и дополнительного образования, а также учащиеся образовательных учреждений Юго-Восточного административного округа.

С приветственным словом к участникам фестиваля обратились Д.А. Горбунова, руководитель профориентационных проектов Департамента образования Москвы, и директор ГБОУ Центр развития творчества детей и юношества «Технорама на Юго-Востоке» А.Ю. Барышев.

Е.И. Качкина поделилась с участниками фестиваля планами создания Всероссийского портала самоопределения и профориентации школьников и пригласила всех принять участие в этой работе.

Итоги конкурса новых идей и технологий профессионального самоопределения «Время – выбирать профессию, место – Россия» подвела Е.Ю. Пряжникова, профессор Московского городского психолого-педагогического университета. Дипломами, книгами и памятными знаками были награждены 27 учащихся в трех номинациях (литературное произведение, изобразительное искусство, ИКТ) и трех возрастных группах (6-7, 8-9, 10-11 классы), а также педагоги и психологи, авторы лучших программ профессиональной ориентации. Лучшие работы вошли в сборник, подготовленный к фестивалю сотрудниками Центра развития творчества детей и юношества «Технорама на Юго-Востоке».

После награждения школьники приняли участие в играх и тренингах. Е.А. Пояркова (ст.н.с. Центра практической психологии образования Академии социального управления провела с учащимися 5-6 классов занятие «Какой бывает характер?»

Педагоги дополнительного образования МОУДОД «Диалог» г. Электросталь Московской обл. И.В. Евдокимов и Н.А. Улизко показали мастер-класс «Развитие способностей к планово-экономической деятельности игровыми методами».

Педагог-психолог ГБОУ лицей №1581 (Москва) Н.Г. Ременцова провела с учащимися 8-9 классов деловую игру «Использование метода «Шесть шляп мышления» в профессиональном самоопределении школьников».

В это время педагоги и психологи принимали участие в работе секций, на которых был представлен опыт использования психодиагностических и развивающих методик, в том числе компьютерных, и проекты виртуальной профориентационной среды для детей и взрослых, позволяющей не только сделать оптимальный выбор профессии и способа ее получения, но и моделировать жизненный путь.

Психолог-профконсультант, зав. профконсультационным пунктом г. Полоцка (Белоруссия) С.Ф. Медведская рассказала о состоянии профориентационной работы в республике Беларусь и познакомила коллег с опытом компьютерной диагностики профессиональных предпочтений абитуриентов (специальности экономики и IT).

Заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Р.В. Комаров представил компьютерный комплекс психологической экспресс-диагностики творческого потенциала «Creativity».

Педагог-психолог МОУДОД «Диалог» (г.Электросталь) М.П. Славгородская поделилась опытом использования программы компьютерной диагностики «Профиль-класс» (НПФ «Амалтея).

Старший научный сотрудник Академии социального управления и Федерального института развития образования Г.В. Резапкина показала участникам секции модель трёхмерной психологической диагностики «Грани личности», которая не отменяет выявление профессиональных интересов и значимых для профессии качеств, но помогает увидеть вектор их приложения на основе определения направленности личности, мотивов труда и жизненных ценностей.

Руководитель отдела дистанционного обучения Центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Н.В. Никуличева рассказала об использовании веб-квеста при игровом моделировании профессиональной карьеры.

В выступлении педагога-психолога ГБОУ Центра образования № 771 (Москва) О.В. Детковской «Психологическая диагностика на занятиях по профессиональному самоопределению» была затронута актуальная тема интеграции профессионального самоопределения в другие образовательные области на примере урока химии в 8 классе.

Руководитель лаборатории социально-профессионального самоопределения ИСМО РАО Н.Ф. Родичев рассказал об опыте использования компьютерно-опосредованных средств педагогической поддержки профессионального самоопределения в колледже МЭСИ.

Выступления ученых и практиков сложились в конструктивный диалог на тему профессиональной ориентации молодежи. Значимость данной конференции видится в том, что сообщество специалистов напрямую приглашается к решению задачи самоопределения молодежи. Решение этой задачи потребует от всех работы на грани интеллектуальных возможностей. Но оно того стоит.

Есть надежда, что периодический интерес к профориентации как средству оптимального перераспределения человеческих ресурсов сменится долгосрочной стратегией, основанной на ценностном подходе, предложенном и поддержанном сообществом экспертов по вопросам самоопределения молодежи.