Пессимист видит трудности в каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности. У. Черчилль

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Семинар школьных психологов ЮВАО: диалог науки и практики

Главная страница -> Семинар школьных психологов ЮВАО: диалог науки и практики

Выбор профессии – такой же естественный этап развития человека, как первые шаги и первые слова. Если ребенку созданы нормальные условия для его развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно.

Профориентация в нашей стране последние двадцать лет крайне неэффективна – завораживающая логика трех колец "могу", "хочу", "надо". почему-то не срабатывает. Хочется одного, "можется" другое, а надо – третье...

Ученые и практики объединили свои усилия для решения этой проблемы. Результаты их работы, выполненной в рамках федерального проекта "Психологическое сопровождение профилирования обучения в старших классах: диагностика и развитие готовности к выбору на основе анализа факторов развития личностного потенциала учащихся в системе общего образования", были представлены в ходе семинаров для школьных психологов Юго-Восточного административного округа Москвы 22-29 октября 2008 года.

Семинар "Технология комплектования профильных классов с учетом профессиональных интересов, склонностей, особенностей интеллектуальной, коммуникативной, психоэмоциональной сферы" проводила Г.В. Резапкина, хорошо известная психологам округа не только по книгам и методикам – Галина Владимировна неоднократно выступала перед психологами и преподавателями округа на семинарах и научно-практических конференциях. В этот раз слушателям были представлены новые методы диагностики профессиональных интересов и склонностей, особенностей интеллектуальной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы.

По мнению Галины Владимировны, психологическая наука задолжала практическим психологам образования – провозглашенный пять лет назад переход к профильному обучению не был обеспечен научно-методической базой. Поэтому оценивать сегодня первые итоги и перспективы внедрения профильного обучения преждевременно и некорректно – чтобы увидеть результат, нужны годы интенсивной работы. Слушатели семинары получили технологию комплектования профильных классов, материалы по работе с родителями, справочно-информационное пособие для школьников "Правильный выбор профессии".

Ключевой темой второго семинара были концептуальные подходы к психологическому сопровождению профилирования в старших классах. По мнению его ведущего, доктора психологических наук, профессора МГУ Д.А.Леонтьева, суть личностного подхода к задаче профилирования обучения состоит в переносе акцента с поиска соответствия между склонностями и способностями школьника и выбор программ обучения на развитие способности самих школьников делать ответственный и принимаемый ими самими выбор.

Выбор, сделанный за школьника, не приведет к позитивным последствиям, если не будет принят и пережит школьником как его собственный выбор. Поддержка со стороны родителей, учителей и психологов должна быть направлена на развитие у самого подростка способности выбирать, а не на ее компенсацию.

Проектирование профессиональной карьеры — процесс постоянный и требующий от человека умения делать выбор, принимать ответственные решения, анализировать свои личностные и профессиональные достоинства и недостатки, меняться в сложных жизненных ситуациях. Грамотное и своевременное психолого-педагогическое сопровождения профильного обучения можно предотвратить или смягчить многие из этих сложностей.

Психологам округа были представлены новые авторские тренинги профессионального самоопределения для учащихся 8-9 классов, разработанные Г.В.Резапкиной и Е.Ю.Патяевой и прошедшие успешную апробацию в школах Москвы и Московской области.

А.Ю. Барышев, методист Научно-методического центра ЮВАО

А.Ю.Барышев, методист Научно-методического центра Юго-Восточного округа и один из организаторов семинара, представил разработанные в рамках проекта на основе методик Д.А.Леонтьева и Г.В.Резапкиной компьютерные методы диагностики готовности к самостоятельному и ответственному выбору подростками профиля обучения.

Работа в рамках проекта позволила создать современные технологии сопровождения профилирования обучения в старших классах. Но это – только начало работы. Программы и методики, переданные слушателям семинаров, будут апробироваться в образовательных учреждениях округа при содействии Научно-методического центра (директор Л.Р.Филиппова, заведующий социально-психологической лабораторией Р.Ф.Шахова). Диалог между учеными и практиками, начатый на этих семинарах и необходимый сегодня всем, продолжится.