Всё великое совершили великие люди двух типов: гениальные, которые знали, что это выполнимо, и абсолютно тупые, которые не знали, что это невыполнимо.

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Профессиональные пробы: эффект Тома Сойера в действии

Главная страница -> Профессиональные пробы: эффект Тома Сойера в действии

«Классный флешмоб, прикольный квест, – делились впечатлениями подростки на пятой выставке образовательных услуг «Профессиональное образование – маршрут успеха». Эти отзывы дорогого стоят.

Образовательные ярмарки, Дни карьеры, Дни открытых дверей – традиционные осенние профориентационные мероприятия для старшеклассников. Как и положено на ярмарках, торговцы образованием зазывают «покупателей», привлекая их яркими стендами, буклетами, образцами продукции, возможностью пройти тестирование или пообщаться со студентами. Школьники и их родители несут домой охапки глянцевых журналов и пестрых листовок, рискуя окончательно потеряться в открывшихся перспективах и возможностях. Или выбрасывают их по дороге на беду работников коммунальных служб. Обилие плохо структурированной информации дезориентирует и вызывает отторжение. Так часто бывает в Москве и других больших городах.

В Архангельске все проходило иначе. Организатор выставки Региональный центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи «Маршрут успеха» использует кластерный подход к информированию учащихся о путях получения профессии. Учащиеся в игровой форме знакомятся с двенадцатью сферами профессиональной деятельности – «Гуманитарные и социальные науки. Экономика и управление», «Образование, педагогика. Культура и искусство», «Машиностроение и металлообработка», «Морская техника и транспортные средства», «Животноводство и агротехника. Сельское и рыбное хозяйство», «Производство товаров и продуктов. Торговля и товароведение», «Сфера обслуживания», «Архитектура и строительство», «Энергетика и энергетическое машиностроение. Добыча и переработка», «Электроника, радиотехника и связь. Информатики и вычислительная техника», «Здравоохранение и ветеринария».

Использование кластерного подхода в профориентации целесообразно при слабой выраженности профессиональных интересов, неопределенности профессиональных планов. Следующий этап – сужение поле выбора до конкретных профессий внутри кластера.

Презентация профессиональных образовательных организаций города и области, представляющих эти кластеры, проходит в формате квеста. Участники – школьные команды – проходят все двенадцать пунктов, где их ждут практические задания и вопросы, подготовленные студентами и преподавателями профильных колледжей. Расслабляться нельзя – на прохождение каждого этапа команде отводится десять минут. Кроме команд, идущих по маршрутному листу, группы школьников, осматривающих выставку в свободном режиме. Организация такого движения требует четкой логистики.

На станции «Здравоохранение» ребята учатся делать уколы и пеленать ребенка, причем среди желающих мальчиков больше, чем девочек.

Товаровед за десять минут умудряется рассказать о своей профессии и проэкзаменовать соловецких юнг, используя реквизит – овощи, коробку шоколадных конфет, банки консервов. Юнги экзамен выдержали – за пищеблок в дальнем походе можно не беспокоиться.

На станции «Строительство» срабатывает эффект Тома Сойера – выстраивается очередь из желающих провести на доске малярной кистью ровную коралловую полосу, поработать с жидкими обоями и лаком.

Забыв о маникюре, девочки с азартом ввинчивают шурупы, ни в чем не уступая мальчикам.

А впереди знакомство с педагогическими специальностями, работой портного, машиностроителя, ветеринара, архитектора...

За два часа более трехсот школьников примерили на себя десяток профессий и приобрели новые навыки. Такое масштабное мероприятие требует большой подготовки и слаженных действий всех участников – специалистов Регионального центра профориентации, школ, профессиональных образовательных организаций и архангельского педагогического колледжа, на базе которого проходила выставка образовательных услуг. Но оно того стоит.