Первые двенадцать месяцев мы тратим на то, чтобы научить детей ходить и говорить, а остальное время заставляем их сидеть на месте и молчать. Ф. Диллер

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Всероссийский Круглый стол по вопросам профессиональной ориентации: от межрегиональных проектов до сценария урока

Главная страница -> Всероссийский Круглый стол по вопросам профессиональной ориентации: от межрегиональных проектов до сценария урока

Одна из основных задач школы – содействие осознанному профессиональному самоопределению выпускников на основе анализа достоверной информации о профессиях и рынке труда, овладения навыками выбора профессии и путей ее получения, развитие универсальных компетенций, необходимых в любой профессиональной деятельности.

Эта задача ставится перед педагогами и психологами, начиная с конца восьмидесятых годов прошлого века. Очевидно, что возрождение профориентационной работы на качественно ином уровне требует новой методологии, стратегии и тактики. Для начала важно определить стратегические цели: должна ли школа воспитывать мотивы и потребности, определяющие гражданские и профессиональные качества человека или достаточно дать сумму знаний, необходимых для поступления в вуз? Возможен ли баланс между потребностями общества и человека? Как его достичь?

Необходимо получить ответы на важнейшие тактические вопросы: кто должен заниматься профильной ориентацией, предпрофильной подготовкой и профильным обучением? На каких условиях? Какие специалисты и в каком количестве необходимы сегодня школе? Кто должен их готовить? По каким программам и методикам? Пока ответов на эти опросы нет.

Специалисты ФГАУ «Федеральный институт развития образования» за два года работы в проектах Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. увидели, что профориентационная работа в ряде регионов занимает важное место: опыт Архангельской, Вологодской, Иркутской, Нижегородской, Новосибирской областей; республик Коми, Марий Эл, Мордовия, Татарстан; Краснодарского, Пермского и Хабаровского края; Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и других регионов заслуживает распространения.

Но после ликвидации в 2003 году Всероссийского научно-методического центра профориентации в России нет структуры, занимающейся координацией профориентационной работы на федеральном уровне, научно-методическим и организационно-правовым обеспечением направления, объявленного приоритетным для отечественного образования.

Благодаря проектам Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы удается частично компенсировать отсутствие такого центра. Название одного из проектов говорит само за себя: «Разработка и апробация моделей на основе информационно-коммуникативных технологий по предоставлению возможностей выбора выпускниками 9 классов, проживающими в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, профиля дальнейшего обучения».

В рамках мероприятий проекта 27 февраля 2015 года в конференц-зале Федерального института развития образования прошел круглый стол «Современные модели предоставления возможностей выбора выпускникам 9 классов, проживающим в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, профиля дальнейшего обучения».

В работе круглого стола приняли участие более ста участников из десяти регионов, в том числе дистанционно в формате видеоконференции – представители образовательных организаций, системы повышения квалификации педагогических кадров и органов управления образованием, руководители госструктур, лидеры профессионального сообщества.

Открыла круглый стол Н. В. Немова, заместитель руководителя Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ «ФИРО». Ее выступление было посвящено анализу результатов подготовки кадров и апробации моделей предоставления возможностей выбора выпускникам 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, профиля дальнейшего обучения. Наталия Васильевна отметила, что в сельских школах из-за дефицита кадров профильное обучение не получает широкого распространения. Несмотря на потребность рынка труда в рабочих специальностях, работодатели проявляют недостаточный интерес к выпускникам учреждений профобразования. Выпускники школ, получающие высокие баллы по ЕГЭ, нередко выбирают вуз и профессию из соображений престижа.

Апробация была направлена на выявление эффективных моделей работы по самоопределению и профильному обучению учащихся, внедрение индивидуальных планов учащихся, расширение социального партнерства с учреждениями профобразования и работодателями. Результаты апробации будут представлены осенью 2015 года на итоговой конференции.

Старший научный сотрудник Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ «ФИРО» Г.В. Резапкина представила критерии психологической готовности учащихся к выбору профессии, которые легли в основу проведенного в рамках проекта интернет-мониторинга. В мониторинге, проведенном на сайте ФГАУ ФИРО «Время выбирать профессию, место – Россия», приняли участие 1010 учащихся из 39 школ 30 населенных пунктов 15 субъектов 6 федеральных округов Российской Федерации.

Результаты мониторинга позволяют увидеть взаимосвязь различных факторов самоопределения, выявить причины, искажающие выбор и негативно влияющие на личностное развитие подростка. Мониторинг показал, что значительное число выпускников не имеет полного и реалистичного представления о себе и будущей профессии, слабо соотносит выбор профиля обучения с будущей профессиональной деятельностью.

Мониторинг профессионального самоопределения как одна из форм профориентационной работы актуализирует процесс профессионального и личностного самоопределения подростков, помогает им более реалистично планировать свое будущее. Специалистам, работающим с молодежью, мониторинг поможет определить приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения.

Первый заместитель председателя Государственного комитета по труду и занятости населения Республики Мордовия М. В. Антонова рассказала о системе профориентационной работы, сложившейся в Республике Мордовия. В Республиканскую профориентационную программу «Старт в профессию» включены учащиеся с первого по одиннадцатый класс, что обеспечивает непрерывность и преемственность профориентационной работы на всем протяжении школьного обучения.

Отдельный блок модуля – инновационный проект «Город мастеров», направленный на профессиональную ориентацию старшеклассников сельских поселений, районов и городов Мордовии, – занял первое место на Межрегиональном конкурсе профориентационных проектов «Осознанный выбор» в номинации «Лучший профориентационный проект» в 2014 году.

Тему региональных проектов продолжила Е.А. Никодимова, заведующий Областным методическим центром профориентации молодежи АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» в своем выступлении «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся Вологодской области: векторы развития». Елена Александровна рассказала, что в Вологодской области большое внимание уделяется созданию открытой информационной среды для сопровождения профессионального самоопределения школьников на основе межведомственного взаимодействия.

В регионе действует портал по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся Вологодской области «Компас ПРО», который стал победителем Всероссийского конкурса на лучшие проекты, содействующие профессиональному самоопределению обучающихся «Траектория» в номинации «Осознанный выбор» в 2013 году. Цель портала – оптимизация процесса выбора профессии и построения профессиональной карьеры в соответствии с личными интересами, возможностями обучающихся и потребностями регионального рынка труда.

Заместитель директора по методической работе ГПОУ «Печорский промышленно-экономический техникум» О.Э. Фокина поделилась опытом организации профессиональной ориентации и профильного обучения учащихся 9-х классов сельских школ в рамках сетевого взаимодействия школ и учреждений профобразования.

Созданный на базе техникума ресурсный Центр дистанционного обучения для профильных классов и профессиональной ориентации школьников объединяет вокруг себя образовательные организации Республики Коми, помогает сформировать профильные классы в сельских школах, координирует деятельность педагогов для реализации индивидуальных учебных планов учащихся при организации сетевого взаимодействия.

Депутат Совета депутатов МО Новокосино И.В. Бойко представил Межрегиональный проект ПРОФИ Смена, успешно действующий в Краснодарском крае на базе Детского оздоровительного центра «Смена», – профориентационный курс для учащихся 8-11 классов, объединяющий инновационные технологии содействия профессиональному определению школьников, интегрированные в программу летнего лагеря.

В основе программы лежит эффект погружения в тематику профессий и система перекрестных оценок участников в ходе реальной трудовой деятельности по принципу «ровесник-ровеснику», а также использование форсайт-технологий прогнозирования развития рынка труда и методик, формирующих готовность к профессиональной мобильности в будущем. В планах команды Игоря Валерьевича – создание таких профориентационных смен в других регионах России.

Диапазон тем выступлений оказался очень широк – от межрегиональных проектов до опыта педагогов-психологов, работающих в условиях профильного обучения. Так, педагог-психолог ГБОУ лицея № 1581 (г. Москва) Н.Г. Ременцова рассказала о сложностях, которые испытывают учащиеся, которые, в отличие от своих сверстников, живущих в сельской местности, в труднодоступных и удаленных территориях, казалось бы, имеют все возможности профессиональной самореализации. Наталия Георгиевна показала возможности формирования направленности личности как важной составляющей самоопределения старшеклассников на примере драматической истории о двух попытках покорения Южного полюса, предпринятых норвежцем Руалем Амундсеном и англичанином Робертом Скоттом.

Ю.В. Тюшев, бизнес-тренер, руководитель образовательного проекта «Санкт-Петербургская школа социального проектирования» и автор книги «Выбор профессии: тренинг для подростков», удостоенной диплома первой степени Всероссийского конкурса психологических изданий в номинации «Лучшая книга для практических психологов», затронул тему создания профессионального сообщества профконсультантов.

По мнению Юрия Вениаминовича, будущее профессиональной ориентации – за живым развивающимся сообществом, основанном на горизонтальных связях между профессионалами. Однако сам факт организации круглого стола, за которым собрались единомышленники из самых разных регионов, стал возможен благодаря инициативе государства в лице Министерства образования и науки, поручившего Федеральному институту развития образования работу над проектами в области профессиональной ориентации молодежи.

Эффективная работа в любой сфере невозможна без синергии горизонтальных и вертикальных связей в профессиональном сообществе, при которых максимально используются все человеческие и административные ресурсы.

Тезисы и статьи участников круглого стола опубликованы в сборнике Материалы круглого стола «Современные модели предоставления возможностей выбора выпускникам 9 классов, проживающим в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, профиля дальнейшего обучения» и размещены на сайтах firo.ru и proftime.edu.ru.