Всякое вмешательство в человеческое поведение чревато вредными последствиями, вне зависимости от того, насколько невинна сама процедура вмешательства. Шэкит

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Конкурс новых идей и технологий профессионального самоопределения «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Главная страница -> Конкурс новых идей и технологий профессионального самоопределения «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Идея объявить конкурс новых идей и технологий профессионального самоопределения «Время – выбирать профессию, место – Россия» появилась на третий год реализации проекта ФЦПРО на 2011-2015 гг. «Разработка и апробация программ повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающих возможность удовлетворения выбора (профориентации) выпускниками 9 классов, проживающими в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, профилей обучения». Благодаря этому проекту мы обучили современным технологиям профессионального самоопределения более двух тысяч специалистов образовательных организаций в пятидесяти субъектах Российской Федерации и нашли сотни единомышленников.

Профориентация, свернутая на федеральном уровне, стала интенсивно развиваться в регионах, руководители которых понимают ее значимость. Мы увидели творческий потенциал педагогов и школьных психологов, которые не стали ждать помощи от академической науки, которая и в лучшие времена не могла предложить практикам эффективные и методически выверенные инструменты профориентационной работы, а стали создавать их сами. Нам захотелось поддержать и распространить лучшие из региональных профориентационных проектов.

Формат конкурса оптимален для этих задач, и мы решили его использовать, несмотря на то, что обилие конкурсов и низкий уровень их проведения нередко компрометирует саму идею участия. Мы подготовили Положение о Всероссийском конкурсе новых идей и технологий профессионального самоопределения «Время – выбирать профессию, место – Россия» и пригласили в его жюри авторитетных специалистов в вопросах профессионального самоопределения: О.В. Журавлеву, директора кемеровского Института развития личности, А.А. Кибирева, доцента кафедры педагогики и психологии Хабаровского краевого института развития образования; И.В. Кузнецову, директора ГУ Ярославской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»; А.М. Моисеева, проректора по научной работе и инновационной деятельности ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления»; Е.Ю. Пряжникову, профессора кафедры «Педагогика и психология дистанционного обучения» Московского городского психолого-педагогический университета; В.А. Рудакова, руководителя сектора профориентации Центра профессионального образования АУ ДПО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования»; С.К. Рыженко, заведующего кафедрой психологии и педагогики Краснодарского краевого института дополнительно профессионального педагогического образования; Ю.В. Тюшева, эксперта по вопросам профессионального самоопределения, создателя консалтинговой компании «1A System Consulting»; О.Н. Чикину, педагога-психолога Городского психолого-педагогического центра Департамента образования г. Москвы.

В конкурсе приняли участие почти сто работ – немного по сравнению с аналогичными конкурсами. Конкурсные работы должны были отвечать критериям научности и технологичности, а также подтверждаться документами о внедрении. Работы, в которых более половины содержания было заимствовано, к участию в конкурсе не принимались.

Чем отличался наш конкурс от других?

Во-первых, продуманной системой номинаций, позволяющей оценить работу разного масштаба, от образовательной организации до региона с учетом возрастных особенностей – от начальной школы до колледжа.

Во-вторых, каждый член жюри конкурса прочитал и оценил каждую работу – обычно члены жюри смотрят узкий сегмент работ, что облегчает им жизнь, но мешает увидеть целостную картину и объективно оценить все материалы.

В-третьих, все призеры конкурса имели возможность представить свои проекты в рамках Всероссийской недели профессиональной ориентации, которая проходила в Федеральном институте развития образования с 19 по 22 октября 2015 года.

Этой возможностью воспользовались двадцать лауреатов конкурса из Архангельска, Вологодской области, Екатеринбурга, Костромы, Москвы, Московской области, Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Саранска, Тюменской области, Ханты-Мансийска.

Смысл подобных профессиональных конкурсов еще сто лет назад блестяще сформулировал Бернард Шоу: «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы поменяемся ими, то у нас останется по яблоку. Но если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы поменяемся ими, — у нас будет по две идеи».

Более ста специалистов были приглашены на Всероссийскую неделю профессиональной ориентации, и почти все нашли возможность приехать в Москву для профессионального и личного общения. Остальные смогли видеть выступления призеров конкурса в режиме видеотрансляции благодаря безупречной технической поддержке мероприятий со стороны отдела управления информационной инфраструктурой ФГАУ «ФИРО».

Призеры конкурса новых идей и технологий профессионального самоопределения «Время – выбирать профессию, место – Россия»

ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ТРУДА (начальная школа)

I место

Гареева Светлана Александровна, Мирошникова Татьяна Петровна (Ханты-Мансийск) Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Школа мастерства «Профи»

II место

Ворогушина Наталья Викторовна, Московцева Надежда Владимировна, Игнатова Екатерина Юрьевна (Московская область, Коломна) Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального и личностного самоопределения обучающихся «Перспектива»
Тимонова Екатерина Михайловна (Москва) Программа «Ступеньки профориентации»

III место

Уразайкина Екатерина Евгеньевна (Тюменская область, Сургутский район, г. Лянтор) Урок английского языка по теме «Профессии»

Ковалева Светлана Викторовна (Тюменская область, Сургутский район, г. Лянтор) Методическая разработка урока в 1 классе по теме «Когда мы станем взрослыми?»

ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (5-9 классы)

Образовательная организация

I место

Филимонова Ольга Геннадьевна (Московская область, Сергиев-Посад) Программа занятий для учащихся 9 классов «Технологии выбора профессии»

II место

Маслова Вероника Борисовна (Московская область, Истринский район) Общешкольное мероприятие «Фестиваль профессий»

Бугреева Любовь Сергеевна, Оленева Юлия Борисовна (Удмуртская Республика, Сарапул) Программа элективного курса «Путь к себе»

III место

Нагорная Светлана Михайловна, Пичугина Светлана Николаевна, Кабанова Елена Николаевна (Тюменская область, Сургутский район, п. Нижнесортымский) «Юнкоры Сортыма»

Населенный пункт

I место

Кореко Александра Викторовна (Хабаровский край, с. Осиновая речка) Программа элективного курса для девятых классов «Как сделать выбор»

Куценко Елена Борисовна, Ламанова Лидия Анатольевна (Вологодская область) Программа дополнительного образования «Металл раскрывает секреты»

II место

Олейникова Елена Викторовна (Красноярский край, Лесосибирск) «Школьная профориентационная интерактивная инсталляция»

Скворцова Наталья Игоревна (Кострома) Ежегодная муниципальная профориентационная акция «Карьера в России»

III место

Воронина Мария Владимировна, Голышева Татьяна Алексеевна (Нижний Новгород) Проект профориентационной направленности «Будущее начинается сегодня»

Регион

I место

Смирнов Антон Юрьевич (Москва) Цикл занятий по основам выбора профессии «Навигатум: калейдоскоп профессий»

II место

Бойко Игорь Валерьевич (Москва) Общеразвивающая дополнительная программа для детских и молодежных лагерей «Школа осознанного выбора профессии будущего ПРОФИ-СМЕНА: траектория успеха»

Фаррахов Айдар Анисович (Санкт-Петербург) Проект «Арт-личность»: профориентация для подростков

III место

Чернова Елена Владимировна (Санкт-Петербург) Информационно-методическая тетрадь «Твоя профессия»

ВРЕМЯ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ (10-11 класс)

Образовательная организация

I место

Федотова Людмила Александровна (Москва) Программа развития креативности как одного из компонентов самоопределения подростков «Новые горизонты»

II место

Жаббаров Тимур Рамилевич (Москва) Тренинг «Осознанный выбор профессии»

III место

Подгайская Ирина Борисовна (Республика Карелия, Петрозаводск) Модель построения профориентационной работы в ГАПОУ РК «Колледж технологии и предпринимательства»

Населенный пункт

I место

Касьянова Татьяна Ивановна (Екатеринбург) Школа для старшеклассников «Академия власти»

II место

Полякова Ирина Ананьевна (Санкт-Петербург) Индивидуальная психологическая профессиональная консультация

III место

Уколова Людмила Леонидовна (Новосибирская область, Искитимский район) Курс «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда»

Регион

I место

Антонова Марина Владимировна (Республика Мордовия, Саранск) Региональный образовательный модуль «Старт в профессию»

Лукашонок Ирина Вячеславовна (Архангельск) «Маршрут успеха» (комплекс интерактивных дистанционных профориентационных проектов)

II место

Коршаков Дмитрий Викторович, заместитель директора по воспитательной работе, Чернявская Елена Валерьевна, педагог-психолог АОУ СПО РК "Петрозаводский базовый медицинский колледж" (Республика Карелия, Петрозаводск) Модель профориентационной работы в АОУ СПО РК "Петрозаводский базовый медицинский колледж"

III место

Кара Алла Петровна, Крамчанинов Евгений Васильевич Центр дополнительного образования ООО ЦДО (Краснодарский край, г.Армавир) «Создание системы профориентационной работы и непрерывного профессионального обучения в субъекте РФ на примере Краснодарского края