Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо. В. Франкл

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Заседание Общественного совета при Минобрнауки России

Главная страница -> Заседание Общественного совета при Минобрнауки России

19 ноября 2008 года состоялось заседание Общественного совета при Минобрнауки России по теме: «Вузы: кого готовит высшая школа и кто требуется стране?».

С докладом выступил член Общественного совета, ректор Государственного университета «Высшей школы экономики» Ярослав Кузьминов. Он сообщил, что по данным исследований в настоящее время более половины российских семей считают, что для их ребенка очень важно иметь высшее образование. Более трети семей считают, что лучше любое высшее образование, чем хорошее среднее образование. С учетом студентов и колледжей Россия имеет сегодня 620 студентов на 10 тысяч человек населения – на 20 процентов больше, чем у занимающих второе и третье места США и Финляндии. На 7,5 млн студентов вузов приходится 3 тысячи вузов и активных филиалов. «Масштаб университета» в России – 2,5 тысячи студентов, что на порядок меньше, чем в развитых странах.

Между тем, как сообщил Кузьминов, около 50 процентов студентов уделяют мало внимания «профессиональной» составляющей учебной программы и столько же затем идут работать не по специальности. Исследования показали, что большая часть студентов имитирует обучение. Так, почти половина студентов используют рефераты, эссе и курсовые работы, скачанные из Интернета: на первом курсе – 47,2 процента, на втором – 48,8, на третьем – 50,9, на четвертом – 51,7. Решением этой проблемы могло бы стать широкое внедрение компьютерной системы «антиплагиат», которая уже используется в ВШЭ. Такая система, по словам Кузьминова, помогает выявить блоки совпадений в работах студентов с базой данных программы. В свою очередь, директор Института всеобщей истории Российской академии наук Александр Чубарьян высказал мнение, что для того, чтобы научить самостоятельно мыслить и анализировать события, необходимо изменить саму структуру обучения, сократив количество лекций и увеличив число индивидуальных занятий.

Как отметил Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко, у студента есть право учиться плохо, но при этом у вуза есть право его отчислить. Между тем, в отличие от Европы, студент в России получает диплом государственного образца, это означает, что «у студента есть встречное обязательство: учиться», - подчеркнул Министр.

Минобрнауки России в 2007 году разработало прогноз потребностей экономики в квалифицированных кадрах с различными уровнями профессионального образования на период до 2015 года, опирающийся на отраслевые и региональные программы развития РФ. На основе прогноза перспективных потребностей экономики в подготовке специалистов системой профессионального образования строится прогноз развития системы профессионального образования. Так, по всем группам специальностей, согласно прогнозу, в 2015 году количество выпускников высших учебных заведений превысит потребности экономики на 364 тысячи 750 человек. В то же время дефицит специалистов с начальным профессиональным образованием составит 312 тысяч 640 человек.

В настоящее время уже наблюдается избыточность подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и она будет сохраняться по группам специальностей «Гуманитарные науки», «Экономика и управление». Избыточность подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в 2015 году (в 1,6 раза) будет происходить за счет именно этих групп специальностей. Таким образом, абитуриенты, выбравшие в этом году при поступлении специальности по юриспруденции, экономике и менеджменту могут после окончания учебы столкнуться с проблемой трудоустройства.

Недостаток специалистов с высшим профессиональным образованием в ближайшие годы будет наблюдаться по следующим группам специальностей: «Физико-математические науки», «Информатика и вычислительная техника», «Сфера обслуживания», «Информационная безопасность», «Естественные науки», «Геодезия и землеустройство», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Оружие и системы вооружения», «Морская техника», «Автоматика и управление», «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды».

Потребность в специалистах со средним профессиональным образованием будет высокой практически по всем специальностям, за исключением групп специальностей «Гуманитарные науки» и «Экономика и управление». Особо остро будет наблюдаться дефицит кадров со средним профессиональным образованием по укрупненным группам специальностей: «Металлургия, машиностроение и металлообработка», «Сфера обслуживания», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Химическая техника и биотехнологии», «Строительство и архитектура».

Остро востребованными в 2015 году будут все специалисты с начальным профессиональным образованием.

Загрузить документ в формате Word можно по ссылке.