Прямолинейные, будьте осторожны на поворотах! Е. Лец

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Профориентационная работа в северо-западном административном округе г.Москвы

Главная страница -> Профориентационная работа в северо-западном административном округе г.Москвы

Н.К. Ходина

В образовательных учреждениях Северо-Западного административного округа г.Москвы началась экспериментальная работа по теме «Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии». Координатором-методистом этой работы является Нина Константиновна Ходина. Руководителями экспериментальных площадок являются известные специалисты в области профориентационной работы Елена Юрьевна Пряжникова и Галина Владимировна Резапкина. Целью эксперимента является разработка и апробация новых подходов и технологий профориентационной работы, в том числе учебно-методических пособий, отвечающих следующим требованиям:
1) воспитывающий и развивающий характер;
2) относительная простота и доступность для практического использования;
3) учет возрастных особенностей подростков;
4) возможность адаптации к условиям различных образовательных учреждений.

Направления экспериментальной работы в образовательных учреждениях северо-замадного административного округа

1. Взаимодействие классного руководителя и педагога-психолога как основа психолого-педагогического сопровождения выбора профессии школьниками

1.1. Система специализированных классных часов для учащихся 5-9 классов, направленных на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, знакомства с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры.

Цель занятий – формирование устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самоконтроля, самообразования и самовоспитания.

Экспериментальная работа предполагает обучение классных руководителей и педагогов-психологов технологии проведения специализированных классных часов, обеспечение специалистов учебно-методическими материалами и методическая помощь в их использовании.

1.2. Активизирующие методы профессионального самоопределения

Активизирующие методики в наибольшей степени обеспечивают условия для формирования человека, способного самостоятельно и осознанно делать профессиональный и личностный выбор, благодаря возможности диалога взрослых и подростков; атмосферы доверия и непринужденности; относительной простоты и доступности для специалистов образовательных учреждений.

Активизирующие методики направлены на воспитание человека, способного самостоятельно и осознанно делать профессиональный и личностный выбор, поскольку в них заложены возможности понимания мотивов и потребностей школьников, их самопознания и саморазвития.

В ходе экспериментальной работы планируется знакомство с активизирующими методами профессионального самоопределения, разработка и апробация ролевых и деловых игр.

1.3. Работа с родителями учащихся 5-11 классов

Подросток, стоящий перед выбором профессии, испытывает влияние разных, иногда противоречащих друг другу сил, в том числе семьи и школы. Влияние семьи проявляется, во-первых, в формировании склонностей и предпочтений школьника, во-вторых, в поддержке позиции самого школьника либо в давлении на него. Существует целый спектр вариантов влияния семьи на выбор школьника: начиная с того, когда фактически семья сама делает выбор за ребенка, до противоположных вариантов, когда родители вообще не вмешиваются и не интересуются выбором ребенка, и он просто вынужден это делать сам (что еще не свидетельствует о самостоятельности выбора).

В рамках экспериментальной работы планируется разработка и апробация различных форм взаимодействия специалистов образовательных учреждений и родителей учащихся.

2. Комплектование профильных классов

Экспериментальная работа предполагает обучение педагогов-психологов технологии комплектования профильных классов на основе диагностики профессиональных интересов и склонностей, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, обеспечение специалистов экспериментальных школ учебно-методическими материалами и методическая помощь в их использовании, разработка и апробация программного обеспечения комплектования профильных классов.

3. Профориентационная работа в начальной школе

Профессиональное самоопределение имеет многоступенчатый и динамический характер. Его основные этапы приходятся на обучение в школе:

I-IV классы – пропедевтический этап: формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков;

V-VII классы – ориентировочный этап: формирование добросовестного отношения к труду, интереса, основанного на практической включенности учащихся в различные виды общественно полезной деятельности;

VIII-IX – поисково-зондирующий этап: формирование профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, мотивов выбора профессии. В соответствии с Концепцией профильного обучения именно на этом этапе должна проходить предпрофильная подготовка, итогом которой является осознанный выбор профиля обучения.

X-XI – этап развития профессионального самосознания: уточнение личностного смысла выбора профессии и представления о будущей профессиональной деятельности. В соответствии с Концепцией профильного обучения на этом этапе осуществляется профильное обучение.

Если на всех этапах профессионального самоопределения, включая дошкольный, последовательно и успешно решались жизненные задачи, соответствующие каждому возрасту, то подросток покидает школу, имея осознанный и реалистичный профессиональный план. Но взрослые начинают заниматься профориентационной работой в старших классах, когда время уже упущено. В рамках экспериментальной работы планируется разработка и апробация элементов психолого-педагогического сопровождения выбора профессии в начальной школе.

В 2009-2010 учебном году тридцать специалистов образовательных учреждений Северо-Западного округа прошли обучение по программе «Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии» (кафедра психологии воспитания Московского института открытого образования) (Занятия вели Е.Ю.Пряжникова и Г.В.Резапкина.

«Активизирующие методы профориентационной работы со школьниками» (видео)

Защита курсовых работ показала высокий уровень профессиональной подготовки слушателей курса «Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии», их заинтересованность в решении задач профессионального и личностного самоопределения учащихся. Специалистами образовательных учреждений Северо-Западного округа разработаны интересные формы и методы психолого-педагогического сопровождения выбора профессии, в том числе сценарии классных часов, игровые методики и программы профессионального самоопределения детей и подростков.

Гюлмалиева Е.Н., педагог-психолог гимназии №1517. Взаимодействие психолога и учителей-предметников в организации профориентационной работы учащихся. Игра «Город профессии».

Савельева С.В., ГОУ СОШ «Школа Здоровья» № 138 Взаимосвязь ценностных ориентаций и выбора профессии.