Любое дело женщине приходится делать вдвое лучше мужчины, чтобы заслужить хотя бы половинное уважение. К счастью, это нетрудно. Ш. Уиттон

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Рыбников Николай Александрович

Главная страница -> Рыбников Николай Александрович

Рыбников Николай Александрович

Выдающийся отечественный психолог, член-корреспондент АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор, автор биографического метода психологических наблюдений и трудов по общей, возрастной и педагогической психологии.

Путь Н.А. Рыбникова в науку был не прост – получив только начальное образование, курс средней школы он осваивал самостоятельно. В 24 года он сдал экстерном экзамены за полный курс классической гимназии и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Интерес к психологии возник благодаря личности Г.И. Челпанова, который в 1907 году перевелся из Киева в Москву.

Позже Рыбников занимается изучением идеалов юношества, выбора жизненного пути и профессии в основном сельской молодежи. Одним из направлений научных интересов Рыбникова является изучение им вопросов выбора профессии.

В 1918 году выходит книга Н.А. Рыбникова «Психология и выбор профессии», а сам он читает цикл лекций по профориентации в Педагогическом музее Учительского дома. Оценивая состояние профориентационной работы в России, ученый пишет: «Выбор занятия, профессии в современном обществе исключительно дело случая. В этой области царит полнейший хаос, объясняющийся тем, что необходимость заработка заставляет браться за первое подвернувшееся под руку дело. При таком положении вещей общество не получает и доли того, что могла бы дать личность при более правильной организации распределения труда. Еще больший терпит ущерб сама личность, ибо труд без творчества есть рабство. Человек становится неудачником зачастую лишь потому, что ему в свое время не помогли найти его место, на котором он смог бы творчески выяснить себя, испытать радость и свободу от труда по призванию».

Названия трудов ученого отражают широту его научных интересов: «Биографии и их изучение», «Современный ребенок», «Выбор профессии и школа», «Язык ребенка», «Интересы современного школьника», «Детские рисунки и их изучение», «Крестьянский ребенок», «Автобиографии рабочих и их изучение», «Память, ее психология и педагогика» и другие.

Во время Великой Отечественной войны Н.А. Рыбников исполняет обязанности директора Института психологии, продолжая заниматься научно-исследовательской работой, в том числе оборонного значения, за что награжден медалью «За оборону Москвы».

В послевоенные годы Николай Александрович изучает круг детских представлений и возможности использования художественной литературы в семейном воспитании, индивидуального подхода к учащимся в школьном обучении. Огромное количество опубликованных работ и не менее обширный архив свидетельствуют о колоссальной эрудиции и работоспособности ученого, который отдал себя без остатка служению науке.