Всё великое совершили великие люди двух типов: гениальные, которые знали, что это выполнимо, и абсолютно тупые, которые не знали, что это невыполнимо.

Информация о дистанционной программе дополнительного профессионального образования и профессиональной ориентации старшеклассников и студентов УСПО «Новое Космическое Поколение»

Методические рекомендации по организации трудового воспитания

Как становятся великими

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Библиотека профконсультанта -> Бодалев А.А.

Автор: Бодалев Алексей Александрович

Одной из главных задач, решаемых акмеологией, является установление закономерностей и механизмов, определяющих такой тип развития людей как индивидов, личностей и субъектов деятельности, который означает достижение ими наиболее высокого уровня в этом развитии. А конкретнее — уровня, когда, став взрослыми, они оказываются физически здоровыми, высоконравственными, мастерски владеющими полученной ими профессией. Одним из путей постижения указанных закономерностей и механизмов выступает целенаправленное и последовательное изучение процесса формирования и проявления у определенных людей качеств, позволивших им совершать поступки и деяния, за которые современники или потомки причислили их к великим или выдающимся. Это изучение должно охватывать как ступень взрослости, так и предшествующие ей. Сравнительное исследование жизненных путей таких людей дает возможность увидеть общее, особенное и единичное в вариантах сопряжения объективных и субъективных условий, которые оказываются совершенно необходимыми, чтобы человек состоялся как подлинный гражданин своего отечества, как настоящий профессионал, как высоконравственный супруг и как мудрый родитель. Важно знать об обстоятельствах, определяющих неординарность человеческих судеб.

Достаточно очевидно, что изучение особенностей восхождения великих или выдающихся людей на высшую для них ступень в профессиональном и личностном развитии — то есть их акме — и выявление общего и особенного в этом развитии могут способствовать выявлению просчетов в системе обучения и воспитания, которые имеют место как в общем, так и в профессиональном образовании.

Осуществленное по многим параметрам сравнение психических свойств личности, которые, несмотря на неповторимое своеобразие их проявления у выдающихся людей, в своей сути оказываются схожими, что дает нам возможность эти свойства назвать.

При проведении исследований подобного рода наиболее продуктивной по своим результатам представляется описываемая ниже последовательность их осуществления. Первый цикл — исследования пути восхождения к акме со всеми его характеристиками у совершенно определенных великих или выдающихся людей. Главная задача при этом — установление причинно-следственных зависимостей между характером вклада изучаемых людей в основные ценности жизни и культуры, индивидными, личностными, субъектными особенностями этих людей и теми обстоятельствами, ситуациями их жизни, которые эти особенности у них сформировали. Решая эту задачу, необходимо руководствоваться парадигмой, сочетающей понимание и объяснение, идеографический и номотетический, качественный и количественный подходы. Эти подходы очень научно и результативно уже были применены Е.И. Головахой и А.А. Кроником и особенно Е.Ю. Коржовой, осуществившей психологическое исследование человека как субъекта жизнедеятельности.

Для получения научно убедительного знания наиболее существенных характеристик процесса достижения великими или выдающимися людьми своего акме при их движении от момента рождения и до переживания каждым из них, образно говоря, своего «звездного часа» столь же важно использовать действительно работающий на всестороннее и многоуровневое освещение обсуждаемой проблемы набор методов. И это — задача, требующая целенаправленного поиска и творчества, поскольку методический инструментарий, который использовали при изучении закономерностей и механизмов становления великих или выдающихся людей, например, Г. Альтшуллер, И. Верткин, Д. Ландрам, А. Маслоу, Д. Оствальд, Н. Пэрна, Л. Рудкевич, — не дал им возможности снять целый ряд труднейших вопросов, значимых для постижения исследуемого феномена.

Следующий цикл названных сравнительных исследований должен быть направлен на выявление особенного во всех вышеуказанных взаимозависимостях и во всех образованиях, которые они связывают. Одним из оснований выделения этого особенного может быть избрана, в частности, преобладающая у изучаемых людей профессиональная сфера деятельности. Скажем, в одном случае — «человек — человек», в другом — «человек — техника и неживая природа», в третьем — «человек — живая природа», в четвертом — «человек — знаковые системы», в пятом — «человек — образы искусства». Важно также иметь в виду триаду: «продукты поступков и деяний великих или выдающихся людей — их физические и психические характеристики — обстоятельства и условия, повлиявшие на выстраивание ими своего жизненного пути и на их деятельность во всех ее главных ипостасях». Поэтому следующий шаг в осуществляемых по предлагаемой здесь схеме исследованиях взаимосвязей в указанной триаде — нахождение и интеграция общего у всех великих или выдающихся людей в их движении к пику своего развития и, если можно так выразиться, в объективных коррелятах его достижения.

Сбор, накопление данных такого рода о великих или выдающихся людях — не самоцель. Эти данные важно поставить на службу каждому физически и психически нормальному человеку для обеспечения и организации его движения к подлинному индивидному, личностному и субъектному акме. А именно, должны быть разработаны соответствующие оптимальные в воспитательном отношении стратегии и реализующие их тактики. Это предполагает создание либо улучшение целого ряда систем условий: социальных, экономических, правовых, моральных, богатых в духовном, культурном отношении. Надо сказать, что выражение «любого физически и психически нормального человека» в данном контексте употреблено неслучайно. Дело в том, что в странах Запада, а в последнее десятилетие и в нашей стране обсуждаемая проблема решается в более или менее продуктивном направлении лишь в отношении детей, обучаемых в так называемых элитных школах. Затем, благодаря средствам, которыми располагают родители этих детей, последние поступают в престижные вузы. Однако если отрешиться от социальной близорукости и объективно оценивать тенденции развития стран, занимающих господствующие позиции в мире, то нельзя не видеть, что новым этапом развития, в который все явственнее вступает человечество, является этап постиндустриальный. А это предполагает, прежде всего, наукоемкую экономику, которая все острее ставит проблему об опережающем и именно оптимальном развитии не только элиты, но и массового человека как индивида, как личности, как субъекта деятельности. И одновременно именно такое развитие — гарант задержки деградации или сохранения от гибели как цивилизации, так и планеты Земля. Только человек, живущий в режиме акме и достигающий оптимума в своем личностном и профессиональном развитии, может осознанно и творчески работать на решение названных проблем глобального масштаба.

Если и далее быть объективным, на российской земле пока отсутствует благодатная почва для целенаправленно активного и высокорезультативного взращивания «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». Беспризорные дети, дети, растущие в семьях, находящихся за чертой или у черты бедности и не посещающие школу, — о каком высоком будущем личностном и профессиональном акме здесь можно говорить? Устранению сложившейся ситуации, неблагоприятной для полноценного развития молодежи, когда в обществе насаждаются культ золотого тельца и потребительская психология, весьма однобоко будет способствовать и начатая работа по модернизации существующей в стране системы образования. В этой работе основной упор сделан на аспект обучения и вопиюще слабо выглядит аспект воспитания. А ведь пока никем не опровергнута справедливость утверждений, высказанных К.Д. Ушинским, Д.И. Менделеевым, А.С. Макаренко о том, что образование без идущего рядом воспитания ничего не стоит, что можно быть человеком образованным, а умственно и нравственно слаборазвитым. И образованность без воспитанности — меч в руках умалишенного.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что раскрытие во всей сложности составляющих процесса развития людей, которые своими деяниями обогащали жизнь и культуру и продолжают приумножать их основные ценности, дает очень значимую информацию для корректирования воспитания, обучения и последующей профессиональной подготовки молодых специалистов с целью ее перевода на более высокий уровень.
Главная цель обсуждаемого здесь замысла в контексте акмеологии, как уже упоминалось выше, — создание стратегий, тактик и инструментария, которые, выводили бы людей на уровень высочайшего класса профессионалов и формировали бы у каждого устойчивый нравственный стержень в их личности. Чтобы этот замысел стал в полной мере реальностью, в качестве первого шага в его осуществлении акмеология должна исчерпывающе ответить на вопрос о том, как становятся великими или выдающимися.

Представим свое видение этой проблемы. Говоря о качествах великих и выдающихся людей как об ориентире при воспитании молодежи, отметим, что среди них первенствует такое сложное и часто неординарное образование во внутреннем мире, каким является сформировавшийся у каждого из них смысл жизни, определяющий основной вектор поступков и деяний, которые они совершают, проходя свой жизненный путь.

Для выдающихся людей смыслом жизни, как свидетельствуют многочисленные источники, дающие обобщенные оценки основным детерминантам их поведения, обычно выступают общечеловеческие ценности, ставшие их собственными личностно значимыми ценностями. Для одних такой ценностью, доминирующей в содержании смысла жизни, оказывается служение отечеству, для других — проникновение в непознанные еще законы развития природы и общества, для третьих — бескорыстная помощь людям, попавшим в беду, для четвертых — укрепление и обогащение духовного начала в людях и т.д.

Эти нравственно высокие смыслы у великих или выдающихся людей, как правило, конкретизируются в крупномасштабных целях, последующему достижению которых они подчиняют свою жизнедеятельность. У одних великих или выдающихся людей цели, которые они перед собой ставят и на достижение которых затем направляют свои усилия, в своих содержательных характеристиках относятся к основной для них сфере профессиональной деятельности. Успешно осуществив одну цель, они формируют для себя другую, часто более сложную и труднее реализуемую, чем предыдущая. Достигнув ее, ставят перед собой новую цель, по-прежнему в главной для них области профессиональной деятельности и т.д.

Иллюстрацией этого утверждения служат истории восхождения к вершинам творческого мастерства с последовательным выдвижением все новых целей в профессиональной деятельности: в науке — Д.С. Лихачева, для которого главными были труды по литературе и культуре древней Руси, или академика В.В. Тулейкина, который занимался физикой моря; в технике — академика Г.П. Передерия, который в течение своей долгой жизни проектировал и строил мосты; в литературном творчестве — B.C. Пикуля, писавшего исторические романы; в области живописи — И.К. Айвазовского, в работах которого доминировала морская тематика.

У других великих или выдающихся людей эти сменяющие друг друга цели, более или менее масштабные для их творчества, тоже всегда есть, но содержательно они оказываются относящимися к разным областям деятельности. И добиваясь осуществления объективно и субъективно важной цели в одной области путем концентрации физических и душевных сил, эти люди параллельно или последовательно с такой же самоотдачей совершают деяния, результатом которых оказывается достижение ими крупномасштабной цели в содержательно иной сфере. Например, для А.П. Бородина неординарные целеполагание и, если можно так выразиться, целеосуществление были характерны и для области музыки, в которой он проявил себя как великий композитор, и для области химии, в которой он сделал ряд выдающихся открытий. То же можно увидеть и в жизнетворчестве Н.И. Пирогова – анатома, хирурга, педагога, общественного деятеля. Еще более ярко эта закономерность проявилась в жизнедеятельности П.А. Флоренского, который, проходя свой мученический путь, сумел сотворить и открыть новое как философ, инженер, математик и физик, как мыслитель, предвосхитивший многое из того, что выкристаллизовалось в идейном конструкте современной семиотики.

Далее обнаруживается, что у великих и выдающихся людей всегда дает себя знать высокая мотивационная включенность и вовлеченность в ту деятельность (или деятельности), осуществление которой есть главный и единственный способ достижения цели, которую они перед собой ставят. Л.Н. Толстой так написал об этом качестве по-настоящему увлеченных своим делом людей: «Не тот будет мыслителем и художником, кто воспитывается в заведении, где будто бы делают ученого и художника, и получит диплом и обеспечение, а тот, кто и рад бы не мыслить и не выражать то, что заложено ему в душу, но не может не делать того, к чему влекут его непреодолимые силы».

Создание нового, еще не бывшего и вместе с тем качественно превосходящего то, что было достигнуто прежде в технике, науке, искусстве и в других областях, требует от творцов этого нового, часто оказывающихся в роли первопроходцев, максимально глубокого и устойчивого сосредоточения ума, чувств, воли, общих и специальных способностей на решаемой задаче, будь то теоретического или практического характера. Сильная мотивация, в структуру которой может входить широкий спектр побуждений, образует ту непреодолимую силу, о которой писал Л.Н. Толстой и которая является непременным условием формирования рабочей доминанты у человека-творца.

Примеры сильнейшей вовлеченности в решение задач и достижение целей деятельности, которой великие люди посвятили свою жизнь, мы находим, изучая мотивационную изнанку этой деятельности: в области политики — у Петра Великого, в области обороны страны — у А.В. Суворова, М.И. Кутузова, в области науки — у В.М. Бехтерева, В.И. Вернадского, Б.В. Раушенбаха, в области искусства — у М.Н. Ермоловой, Г.С. Улановой, Ф.И. Шаляпина. Обязательное присутствие субъективного фактора сильной и глубокой мотивационной включенности, от которой зависит масштаб деяний великих или выдающихся людей, почти всегда дает себя знать при изучении личностных особенностей деятелей, позитивно неординарно проявивших себя и на других поприщах.

Непременным качеством великих или выдающихся людей является креативность — выраженная потребность и способность, решая задачи, через которые осуществляются цели, властно влекущие этих людей, не идти проторенными дорогами, не следовать одним и тем же стереотипным ходам мысли и в изменившихся условиях не прибегать к шаблонным способам действования, а искать, находить и применять оригинальные — не в смысле экзотичности, а в смысле их соответствия специфике и степени сложности проблемы — пути успешного ее решения.

Разумеется, креативность, присущая выдающимся людям, обретает свои особенные характеристики в зависимости от того, приходится ли этим людям решать по преимуществу задачи теоретического плана, не испытывая дефицита времени, или им нужно решать сугубо практические задачи и действовать, когда временной ресурс минимален. И, конечно, содержательное наполнение креативности у названной категории людей в своих проявлениях сильно варьирует в зависимости от того, трудится ли тот или иной неординарный деятель в сфере «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковые системы», «человек — образы искусства» или одновременно в нескольких сферах (Е.А. Климов). Следует добавить, что вне зависимости от сфер деятельности, в которых трудятся великие или выдающиеся люди, формула «хотели как лучше, а получилось как всегда» к их деятельности непреложима. По сравнению с ординарными работниками, они многосторонне и многоуровнево, и в главном и в частностях, и интуитивно и совершенно осознанно учитывают все факторы, от которых зависит именно тот результат, который они хотят получить.

Представляется, что подкреплять верность высказанных утверждений приведением соответствующих примеров и их анализом из жизнеописаний замечательных людей вряд ли нужно. Вполне очевидно, что, не обладая креативностью в ее особых формах проявления, они не осуществили бы свои великие деяния.

Дальнейшее прослеживание качеств, наиболее часто встречающихся в личностной структуре великих или выдающихся людей, выводит нас на выявление в этой структуре черт независимости и самостоятельности. Определенность с содержанием смысла жизни, конкретизация его в целях, на достижение которых человек направляет свои поступки и деяния, стимулирование их свершения мощной мотивацией, творческий, а не репродуктивно формальный уровень их осуществления требует от человека большой самостоятельности и способности противостоять давлению извне, если характер последнего противоречит его основным ценностным установкам. У великих или выдающихся людей эти качества в основной для них области деятельности проявляются совершенно четко. Справедливость сказанного подтверждают анализ и оценка поведения ученого-генетика Н.И. Вавилова, педагога-новатора А.С. Макаренко, психолога С.Л. Рубинштейна, философа М.В. Серебрякова и многих других отечественных и зарубежных деятелей в трудных для них ситуациях. Дальнейшее прослеживание сходных в своей сути, но различающихся формой проявления личностных качеств у великих или выдающихся людей постоянно побуждает фиксировать у последних такое качество, как ярко выраженная потребность в труде и устойчивая способность эту потребность удовлетворять. Но, как известно, труд может быть рутинным, и тогда он не работает на развитие и саморазвитие участвующего в нем человека. Если же в нем, напротив, решается задача создания чего-то нового, которая мотивационно без остатка захватывает человека и требует для своего успешного решения постоянной активной работы интеллекта, высокого эмоционального тонуса, волевого настроя, определенных практических действий, то такой труд позволяет человеку реализовывать свои творческие замыслы и фактически обеспечивает его развитие и саморазвитие. Сказанное хорошо подкрепляет утверждение С.Л. Рубинштейна о том, что «есть только один путь для создания большой личности: большая работа над большим творением».

Значение трудоголизма — разумеется, органично сопряженного с другими качествами человека как личности и субъекта деятельности — блестяще доказали нобелевские лауреаты: Ж.И. Алферов, И.А. Бунин, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, И.И. Мечников, И.П. Павлов, Б.Л. Пастернак, И.Е. Тамм, П.А. Черенков, М.А. Шолохов и др., в полной мере сформировавшие в себе это важнейшее для продуктивной деятельности качество.

Выше речь шла о смысле жизни, целеполагании, креативности, самостоятельности великих и выдающихся людей, которые позволяют им идти впереди других и осуществлять новаторские и служащие, по крайней мере, благу своей страны и ее народа деяния, получающие материальную или духовную форму выражения. Однако нам представляется, что к уже названным следует добавить еще три качества, которые встречаются в личностной структуре всех изученных нами великих или выдающихся людей. Это — упорство, проявляемое ими при четком формулировании замыслов, и особенно при реализации этих замыслов, когда приходится преодолевать массу как объективных, так и субъективных трудностей, прежде чем будет достигнут нужный результат.

Тот факт, что упорство при претворении общего сценария жизни и при осуществлении выдающимся человеком стратегически значимой для него цели — важная составляющая среди прочих факторов его нерядовых профессиональных достижений, легко просматривается в жизнеописаниях как наших соотечественников, так и зарубежных деятелей. Поэтому конкретизируем важность этого качества лишь двумя примерами.

Владимир Ульянов, блестяще заканчивающий гимназию, потрясенный казнью горячо любимого брата Александра, в 1887 году поставил перед собой цель — свергнуть царизм в России, но не путем террора, а с помощью массовой революционной партии. Умножая ряды своих сторонников и единомышленников, он 30 лет шел к своей цели. В 1917 году царизм был свергнут, и началось строительство СССР.

Сергей Королев еще в молодости увлекался изучением законов реактивного движения. В 1932 году он возглавил научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую группу энтузиастов (ГИРД) по разработке ракет и двигателей к ним. В дальнейшем ему пришлось пройти через тяжелейшие испытания, но, в конце концов, он осуществил главную цель своей жизни: 12 апреля 1961 года ракета, созданная под руководством СП. Королева, вывела на орбиту корабль «Восток» с Ю.А. Гагариным на борту.

Далее следует назвать еще одно качество человека, которое тоже чрезвычайно помогает ему более успешно двигаться к поставленной цели и достигать больших высот в своей деятельности по сравнению с людьми, у которых его не оказывается. Это качество — уверенность в себе, не безоглядная самоуверенность, а вера в себя, в свои силы, в свои большие возможности. Она всегда придает определенный характер поступкам и деяниям человека, постоянно корректируемая его самокритичностью. Причем в данном случае речь идет не об уверенности человека в себе, проявляемой по отношению ко всем сторонам действительности, с которыми он взаимодействует, а о его уверенности в себе в той области жизнедеятельности, которая субъективно является для него главной.

Наконец, отмечая творческий ресурс выдающихся людей, их большую работоспособность по сравнению с другими, нельзя не заметить их привычки перемежать напряженную творческую деятельность в своей области двигательной активностью, которая увеличивала общую энергетику их организма. Если мы вспомним, как поддерживали высокий уровень работоспособности Л.Н. Толстой, И.П. Павлов, Г.К. Жуков, то увидим, что проявление постоянной заботы о своем физическом состоянии — тоже обязательное условие большой продуктивности основной деятельности в течение длительного времени.

Выделяя эти качества, автор использовал психобиографические материалы, с которыми ему удалось ознакомиться, а также собственные наблюдения в течение 50-ти лет за деятельностью и поведением неординарных людей, которые входили в круг его профессионального и неформального общения.

Пока мы ведем речь преимущественно о личностных качествах выдающихся людей и лишь вскользь затрагиваем их способности, поскольку общее и особенное в способностях людей, ярко и на высоком уровне продуктивности проявляющих себя в сферах деятельности «человек — человек», «человек — природа», «человек — техника», «человек — образы искусства», «человек — знаковые системы», требуют специального рассмотрения. Мы пока опираемся на многочисленные высказывания самих великих и выдающихся людей о том, что достигнутое ими — это результат их постоянного и огромного труда, а не проявление того или иного таланта.

Итак, говоря о качествах, которые доминируют в личностной структуре великих или выдающихся людей, мы предлагаем использовать их как один из ориентиров, на достижение которого должна быть направлена воспитательная работа с молодежью в педагогических коллективах всех уровней. Автор статьи надеется, что ее содержание конкретизировало этот ориентир, однако необходимо дополнить это содержание утверждением А. Эйнштейна о том, что «моральные качества выдающейся личности имеют возможно большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения. Последние зависят от величия характера в значительно большей степени, чем обычно принято считать». А ведь отношения, в которых обретает форму своего существования высокий смысл жизни великих или выдающихся людей и которые питают их мотивацию, проявляются в их безмерном трудолюбии, самостоятельности при принятии зачастую требующих большого мужества решений и их осуществлении, а также в уверенности в себе при служении главному делу своей жизни. Все это входит в содержание того характера, который имел в виду А. Эйнштейн и который надо формировать у вступающих в большую жизнь молодых людей.

А.А.Бодалев