Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним. Песталоцци

Итоги Всероссийского конкурса программ профессиональной ориентации «Время – выбирать профессию, место – Россия».

Интеграция и трансляция современных подходов к профориентационной работе

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Библиотека профконсультанта -> Чикина О.Н.

Профессиональная ориентация – это не только знакомство школьников с миром профессий, это еще и необходимость создания непрерывной системы работы на протяжении всего обучения. Принципы построения этой системы предполагают интеграцию элементов и трансляцию этой системы на всех участников образовательного процесса.

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения – постепенное формирование у подростков внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать свои профессиональные планы.

Профессиональная ориентация – длительный и сложный процесс, продолжающийся на всех этапах жизни человека. Перечислим эти этапы.

Первый – эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру – людям труда, их занятиям, первоначальное трудовые умения в доступных ему видах деятельности.

Второй – I-III (IV) классы – пропедевтический – формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего окружения, интереса к профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.

Третий – V-VII классы – поисково-зондирующий – формирование у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

Четвертый – VIII-IX классы – формирование у школьников личностного смысла выбора направления образования, умений соотносить общественные цели такого выбора со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями.

Пятый – учащиеся X-XI классов – в этот период акцентируется внимание подростков на формировании профориентационно значимых компетентностей, коррекции и реализации их образовательно-профессиональных планов, способах оценки своих достижений.

Шестой – учащиеся и студенты учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования – вхождение в профессиональную деятельность – период углубленной подготовки к ней, формирование опыта работы в трудовом коллективе.

Седьмой – развитие профессионала в процессе самого труда, когда он одновременно не только повышает свою квалификацию, но и расширяет сферу своей деятельности и осваивает новые специальности.

Необходимо начинать профориентационные занятия в начальной школе и продолжать их на протяжении всего обучения, способствуя решению задач профессионального самоопределения и социальной ориентации молодежи. Чем раньше начнется профориентационная работа, тем выше вероятность осознанность выбора профессии. Но это не всегда возможно в силу определенных причин.

Рассмотрим основные проблемы интеграции и трансляции современных подходов в профориентационной работе на основе опыта профориентационной работы в ЦСТАиПО «Гагаринский» ЮЗАО г. Москвы.

Принцип интеграции связан с активизацией профориентационных воздействий на сознание, мотивы, склонности, эмоциональную сферу школьников, накопление ими социального опыта, приобретение определенных знаний, умений по овладению будущей профессией, с максимальным использованием своих творческих возможностей.

В процессе интеграции и трансляции профориентационной работы ЦСТАиПО «Гагаринский» решает следующие проблемы:

- Недостаточная информированность учащихся о мире профессий;
- Неготовность школы вести полноценную профориентационную работу;
- Отсутствие преемственности в системе образования;

В Центре используются программы социально-трудовой адаптации и профориентации, направленные на развитие профессиональных интересов и склонностей, своих ограничений и возможностей, требований профессии и рынка труда, активную позицию каждого школьника в вопросе планирования профессиональной карьеры. Мы реализуем комплексную систему профориентационной работы на всех ее уровнях и этапах.

В Центре используются четыре основные подхода к

  • профориентации:
  • информационный;
  • диагностико-консультационный;
  • развивающий;
  • активизирующий.

Цель информационного подхода – обеспечение учащихся достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру.

Формы реализации информационного подхода:

  • образовательные выставки, дни открытых дверей с представителями колледжей, презентации, методические и научно-практические семинары
  • справочники, буклеты, статьи в СМИ, видеоматериалы
  • сайты, содержащие информацию об учебных заведениях, описания профессий (карточки профессий), полезные статьи, рейтинги вузов и специальностей

Сегодня недостатка в информации нет. Бурно развивается интернет, обширный и постоянно обновляемый источник сведений обо всем, включая профессии, вузы и организации-работодатели. У человека, выбирающего профессию, есть все для самостоятельного поиска информации (а также с помощью профконсультанта), главное – это уметь искать и четко понимать, что ему нужно.

Цель диагностико-консультационного подхода – установление соответствия интересов, склонностей и личностных особенностей подростка тому или иному виду деятельности и соотнесение их с требованиями профессиям.

Формы реализации диагностико-консультационного подхода:

  • беседа и анкетирование
  • профориентационное и психологическое консультирование
  • профориентационные тесты и комплексы тестирования, оценивающие потенциал обследуемых и их профессионально важные качества (компетенции)

Этот подход применяется в профориентации для выбора профиля обучения, учебного заведения, профессии, сферы деятельности и т.п. В случае компьютерной диагностики максимальная результативность этого метода достигается благодаря индивидуальной консультации психолога по результатам тестирования.

Цель развивающего подхода – формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства.

Формы реализации развивающего подхода:

  • консультации, обучающие приемам эффективного поиска работы, составления резюме, самопрезентации и адаптивного поведения на современном рынке труда
  • тренинги и мастер-классы, развивающие компетенции, необходимые для успешного освоения профессии или для оптимизации обучения (программы «В мире профессий», «Профессиональное самоопределение», «Выбираем профессию», проводимые в Центре и на базе СОШ ЮЗАО)
  • интерактивные уроки для учащихся 4-5 классов «У меня растут года» (по отдельно взятым профессиям)

Цель активизирующего подхода – формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному выбору своего профессионального и жизненного пути.

Этот подход пользуется большой популярностью среди психологов, работающих со школьниками, хотя рассчитан на самые разные возрастные категории. Основная особенность этого подхода заключается в том, чтобы путем использования элементов игры, нестандартных вопросов и провокаций вызвать у учащихся интерес к проблематике профессионального самоопределения, по-новому взглянуть на привычные явления, заставить задуматься о себе, о явных и скрытых особенностях профессий, о жизненных ценностях и их связи с предполагаемым путем профессионального развития. Именно эти размышления и открытия позволяют более осознанно делать выборы.

Формы реализации развивающего подхода:

  • активизирующие опросники
  • интерактивные уроки для учащихся 4-5 классов «У меня растут года»
  • мастер-классы колледжей, в ходе которых каждый ребенок может попробовать себя в нескольких областях и выбрать наиболее интересную и значимую для себя сферу.

При составлении интерактивных уроков учитывалось, что наиболее эффективным способом обучения учащихся начальных классов является их вовлечение в процесс учения с помощью вопросов, загадок, конкурсных заданий. Важным моментом является поощрение за правильный ответ и поддержка ребенка, если он ошибся. Наша программа способствует приобретению знаний о профессиях, творческому отношению к вопросам профессиональной подготовки. В программе используются методики групповых занятий по активизации их интереса к познанию профессий. Занятия проводят психологи совместно с учителями технологии, в специально оборудованных кабинетах. Основой данной программы являются разработки сотрудников подразделения профориентации и социально-трудовой адаптации ЦСТАиПО «Гагаринский».

Эффективность работы оценивается с помощью анкетирования учеников и учителей в начале и в конце программы; также дети привлекаются к участию в творческом конкурсе: «Все работы хороши, выбирай на вкус!»; организуется передвижная выставка творческих работ участников программы.

Мастер-классы для детей старшего подросткового возраста проводят учащиеся и преподаватели колледжей. Так, студенты полиграфического колледжа № 56 показывали и обучали ребят переплетению блокнотов, а мастера колледжа № 40 делали всем желающим стрижку и макияж.

Современные подходы к профориентационной работе предполагают комплексную работу, включающую анализ, трансляцию и интеграцию профориентационных знаний на всех этапах обучения и становления личности.

Успешное решение проблем интеграции и трансляции современных подходов в профориентационной работе возможно при создании единой профориентационной системы, которая объединит школу, колледж, вуз и социальные службы, способствуя тому, чтобы на каждом этапе учебной и профессиональной деятельности школьники, студенты, специалисты могли совершать выбор, позволяющий раскрыть свой потенциал в труде, имеющем для них личный смысл и востребованном в обществе.

ГБУ ЦСТАиПО «Гагаринский» реализует системную профориентационную работу с детьми от 10 до 18 лет в Юго-Западном и Северным административном округах г. Москвы на основе интеграции основных подходов – информационного, консультативно-диагностического, развивающего, активизирующего.

Чикина О.Н., психолог, руководитель профориентационного направления ГБУ ЦСТАиПО «Гагаринский» (Москва)