Если вы станете думать о том, как извлечь из ваших сочинений выгоду, - вы погибли. Думать нужно только об искусстве как таковом и о совершенствовании собственного мастерства. Все остальное вторично. Г. Флобер

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Роль социального партнерства в организации профориентационных экскурсий на предприятия Москвы

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Библиотека профконсультанта -> Кунцев Ю. В.

Приметой нашего времени стали тезисы о необходимости перехода России к экономике знаний, воспитания экономической и социальной активности граждан, создания новых механизмов управления бюджетными средствами. Все эти преобразования предполагают, прежде всего, изменение людей, граждан России. Желание и умение создавать инновации, организовывать собственный частный бизнес, быть ответственным членом общества и вести здоровый образ жизни – оборотная сторона таких качеств как творческий потенциал, активность, личностная, духовная свобода, развитость культуры общения и обучения, внутренняя потребность приобретения новых знаний. Однако современное образование, к сожалению, не отвечает задаче формирования «новых» граждан «новой России», обладающих перечисленными качествами. О причинах такого положения дел и о задачах, которые необходимо решить в ходе реформы, достаточно сказано. Здесь стоит упомянуть о таких программных документах, как Стратегия развития России до 2020 года, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФЦПРО, Стратегия развития Москвы до 2025 года и другие. Отметим лишь два общепризнанных факта: 1) система образования играет решающую роль в формировании человеческого ресурса страны, и 2) межсистемные связи образования с другими общественными институтами были разрушены при переходе к рыночной экономике.

Осознание «изолированности образования» и понимание необходимости ее преодоления определили главные принципы вновь создаваемой системы: практическая ориентация образовательных программ всех ступеней обучения, а также преемственность содержания стандартов общего и профессионального образования, то есть непрерывность «образовательных маршрутов».

Социальный заказ на результаты образования

Взаимодействие работодателей с системой образования в настоящее время проходит стихийно. Выпускники учреждений профессионального образования (СПО и ВПО) ищут работу самостоятельно, при этом базовым фактором конкуренции является не профессиональная квалификация, а «стоимость» специалиста для организации. Наиболее распространенная кадровая стратегия работодателей состоит в наборе «дешевых», неопытных сотрудников и их «дообучение» на рабочих местах. Работодатель является при этом пассивным потребителем кадрового ресурса, а совокупная кадровая потребность экономики формирует не осознанный и консолидированный запрос на результаты образования граждан, а хаотичный и не структурированный спрос. Причины подобной кадровой политики достаточно точно определены и описаны все в тех же программных документах. Важным является сам факт «недостаточно эффективного» расходования бюджетных средств, направляемых в систему образования. Для преодоления перечисленных трудностей необходимо создать условия «взаимоСОдействия» государственных регуляторов, субъектов рынка труда и субъектов образования, то есть для формирования единой системы профориентации, или социализации граждан.

О системе профориентации

Почему мы говорим о «создании» системы, что произошло с системой социализации, существовавшей и эффективно работавшей прежде в СССР? Ответ на этот вопрос очевиден: механизмы формирования человеческого капитала страны были разрушены вместе с отказом от плановой экономики. Переход к «дикому» рынку естественно отразился и на взаимодействии работодателей с образованием, превратив первых - в потребителей, а вторых - в производителей не востребованных и поэтому низкокачественных образовательных продуктов. Таким образом, для изменения существующего положения принципиальным является выработка единой кадровой политики, объединяющей производственную сферу с субъектами образования в условиях рыночной экономики.

Создание системы – это, прежде всего, формирование связей между объединяемыми элементами. В применении к обсуждаемой теме создание системы профориентации (социализации) означает разработку и внедрение механизмов взаимодействия различных институтов, прежде всего работодателей и образовательных учреждений. Подобное взаимодействие должно быть направлено на формирование образовательных программ, построенных по современным, научно обоснованным психолого-педагогическим принципам и учитывающих современные технологические и социально-экономические условия. Связь содержания образования с будущей профессиональной деятельностью обеспечивается путем включения профориентационных компонентов в образовательные программы. Профориентация в этом понимании направлена на управление социально-профессиональным развитием граждан через индивидуализацию «образовательных маршрутов». Профориентационная работа при этом позволяет повысить качество образовательных результатов на всех ступенях образования.

Профориентационные экскурсии – базовый элемент профориентации

Механизмы взаимодействия образовательных учреждений с работодателями могут быть выработаны лишь в процессе реализации совместных мероприятий. Важным условием конструктивного диалога является единое и точное понимание целей и средств совместной деятельности. Иными словами, сотрудничество должно приносить понятную взаимную «выгоду» всем сторонам и иметь четкую, реализуемую программу. В этом ракурсе целью образовательных учреждений является формирование у учащихся представлений о структуре современного производства, содержании труда профессионалов в различных отраслях, актуальном «профессиональном окружении». Цели предприятий-работодателей сводятся к информированию учащихся о преимуществах работы, то есть формированию позитивного, привлекательного образа своей организации.

Среди форм сотрудничества производственной и образовательной сфер традиционно выделяют профориентационные экскурсии, организацию профессиональных проб и мастер классов, дуальное образование в рамках целевой профессиональной подготовки. Профессиональные пробы и целевая подготовка требуют высокой степени интеграции субъектов рынка труда с образовательными учреждениями. В условиях, когда межсистемные связи лишь намечаются, наиболее «интуитивно понятной» формой совместной работы является организация экскурсий на предприятия. Привлекательность данной формы профориентации определяется несколькими факторами: во-первых, эта форма профориентационной работы (информационно-просветительская) является необходимым элементом профессионального самоопределения, во-вторых, проведение экскурсий не требует от сторон больших кадровых, правовых и инфраструктурных затрат, в-третьих, экскурсии являются наиболее традиционной и естественной формой сотрудничества.

Профориентационные экскурсии выполняют две базовые функции:

  1. содержательная, состоящая в формировании у учащихся образа профессионального окружения и экологического мышления в целом;
  2. инфраструктурная, обеспечивающая формирование, «разметку» межсистемных связей между образованием и рынком труда.

Социальные партнеры

Несколько слов необходимо сказать о правовой основе и социальных партнерах, участие которых является необходимым условием создания системы профориентации. В условиях московского региона базовым документом, определившим понятие социального партнерства, является закон города Москвы №4 от 11 декабря 2009 года «О социальном партнерстве в городе Москве». В Законе определены основные принципы партнерства, описаны механизмы реализации партнерских программ, созданы правовые условия организации социального партнерства на окружном уровне. Так, в соответствии со статьей 15 Закона в округах заключаются трехсторонние соглашения между префектурами, окружными объединениями профсоюзов и окружными объединениями работодателей. В окружных трехсторонних соглашениях одним из центральных вопросов является определение зон ответственности сторон в реализации единой молодежной и образовательной политики округа. Таким образом, нормативно-правовая база социального партнерства может служить организационной основой системы профориентации молодежи. При этом ключевыми сторонами, участвующими в профориентационной работе, должны стать органы управления образования, территориальные представители исполнительной власти, территориальные объединения профсоюзов и территориальные объединения работодателей. Информационное сопровождение профориентационной работы может быть организовано путем привлечения электронных, печатных и телевизионных СМИ, как на городском, так и на окружном уровне.

Профориентационные экскурсии в 2009-2010 учебном году

В 2009 – 2010 учебном году в Юго-Западном административном округе города Москвы началась реализация экскурсионных программ на предприятиях. В результате переговоров между окружным управлением образования, префектурой, окружным советом профсоюзов и территориальным объединением работодателей было подписано совместное обращение к руководителям предприятий ЮЗАО с просьбой содействовать в организации и проведению профориентационных экскурсий. К работе подключились представители окружных СМИ и Центра поддержки предпринимательства.

Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» координирует совместную деятельность сторон и реализует экскурсионные программы, разработанные специалистами Центра, в соответствии с графиком посещения предприятий учащимися.

С целью информирования родителей об экскурсиях представители Центра приняли участие в нескольких информационных программах окружного телевизионного канала.

Центр заключил соглашение о совместной работе с Московским институтом радиотехники, электроники и автоматики: в рамках совместной деятельности были организованы посещения школьниками Межведомственного суперкомпьютерного центра РАН.

По итогам года в экскурсионных программах приняло участие более 1200 учащихся 8-10 классов общеобразовательных школ ЮЗАО, которые посетили более 70 предприятий ЖКХ, промышленности, сферы высоких технологий, сферы обслуживания.

Ю.В.Кунцев, заместитель директора
по УВР ЦСТА и ПО «Гагаринский» ( ЮЗАО)