Делайте маленькое дело, но овладевайте им в совершенстве и относитесь к нему как к делу великому. А.Моруа

Итоги Всероссийского конкурса программ профессиональной ориентации «Время – выбирать профессию, место – Россия».

Москва. Профориентация. Новый век

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Библиотека профконсультанта -> Резапкина Г.В.

Анализируя судьбу профориентации в России, известный ученый И.Н. Назимов писал, что «ее признание, замалчивание, шельмование, взлеты и падения едва ли не зеркально отражали основные маршруты и зигзаги … развития общества, системы его ценностей»1.

Профориентация в прошлом веке была недостаточно эффективна: социологические исследования показывали, что примерно половина выпускников школ не имела представления о будущей профессии.

В начале 90-х годов государство отказалось от гарантий в сфере образования и трудоустройства. Профориентационная работа в школах была свернута, несмотря на беспомощные призывы Министерства образования «принять срочные меры по ликвидации тенденций разрушения и направить усилия на развитие государственной службы профориентации»2.

Напоследок коллективом Института профессионального самоопределения молодежи РАО в 1993 году была разработана Концепция профессионального самоопределения, в которой была обоснована необходимость поиска новых подходов и многоступенчатость профессионального самоопределения, основные этапы которого приходятся на обучение в школе:

I-IV классы – пропедевтический этап: формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков;
V-VII классы – ориентировочный этап: формирование добросовестного отношения к труду, интереса, основанного на включенности учащихся в различные виды общественно полезной деятельности;
VIII-IX – поисково-зондирующий этап: формирование профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, мотивов выбора профессии.
X-XI – этап развития профессионального самосознания: уточнение личностного смысла выбора профессии и представления о будущей профессиональной деятельности.

К сожалению, идеи, заложенные в Концепции профессионального самоопределения, тогда не получили должной оценки и не были развиты. С ними, вероятно, не были знакомы авторы «Концепции профильного обучения» 2003 года – набора деклараций без понимания сути профориентационной работы, без осмысления отечественного и зарубежного опыта.

Как достичь заявленной цели профильного обучения – «формирование способности к осуществлению ответственного выбора своей образовательной (или профессиональной) траектории»3 – если до сих пор в стране нет адекватного этим задачам научно-методического, кадрового и нормативно-правового обеспечения этой работы?

Учителя, психологи и руководители школ тогда спрашивали: «Это надолго?» в надежде, что непродуманные и ничем не обеспеченные инициативы сверху скоро сойдут на «нет». Через семь лет ажиотаж спал, а проблема осталась.

В ряде регионов, например, в Брянске, Екатеринбурге, Кемерове, Краснодарском крае, Новосибирске, Омске с разным успехом пытаются возродить систему профориентации. В Ярославле несколько лет назад была разработана Единая технология профориентационной работы со школьниками.

Сегодня в Москве, как и двадцать пять лет назад в Советском Союзе, профориентация признана одним из приоритетных направлений. Перед московским образованием поставлены задачи, которых большому научному коллективу хватило бы на годы работы: создание Концепции профориентационной работы и пакета нормативных документов, программ психологического сопровождения и повышения квалификации, методических рекомендации для классных руководителей и предметников, организация работы экспериментальных площадок и многое другое.

Решение этих задач невозможно без кадрового, финансового, нормативно-правового и научно-методического обеспечения, не сводимого к реанимации неэффективных подходов и технологии. Иначе мы получим имитацию бурной деятельности в виде вовремя сданных липовых отчетов или красивые оболочки под видом современных технологий профориентационной работы. К сожалению, в погоне за массовостью весной этого года проводилось принудительное тестирование учащихся по устаревшим методикам. Хотя таких случаев немного, они компрометируют профориентационную работу.

Снова звонят учителя, психологи и руководители, у которых за прошлый год на порядок вырос «документооборот», и снова спрашивают: «Это надолго?» И не потому, что саботажники – нет, наоборот, звонят потому, что понимают: проблема слишком серьезна, чтобы решать ее на голом энтузиазме, в свободное от основной работы время.

Но сегодня есть все основания сказать: это надолго. Прошедший год показал, что задачи, поставленные Департаментом образования, медленно, но верно выполняются. Что медленно – это хорошо, помогает избежать поспешных и непродуманных действий.

Подробный анализ профориентационной работы в рамках одного выступления невозможен и неуместен. Каждый округ – целей мир. Оценивать и сравнивать – невозможно. В каждом – своя профориентационная «изюминка». Однако самые яркие «изюминки» тех округов, со специалистами которых я тесно взаимодействую, хочется отметить.

В Южном округе профориентационную работу начали с методического обеспечения – сейчас в каждой школе этого округа есть комплекты программ и учебно-методических пособий разных авторов – специалисты имеют возможность выбрать самые, на их взгляд, эффективные.

В Северо-Западном округе решили начать с подготовки кадров – повышение квалификации по программе МИОО «Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии» прошли тридцать специалистов образовательных учреждений, ответственных за профориентационную работу. Сейчас в этом округе десять экспериментальных площадок работают по темам «Взаимодействие психолога и классного руководителя в вопросах профориентационной работы в 5-9 классах», «Совершенствование технологии отбора в профильные классы», «Профориентация учащихся начальной школы».

Психологи Юго-Восточного округа третий год работают по единой комплексной программе диагностики профессиональных интересов и склонностей, результаты которой учитываются ими при комплектовании профильных классов и позволяют оценить качество преподавания отдельных предметов.

В Юго-Западном округе удалось не просто сохранить фрагменты государственной системы профориентации прошлого века, – три центра профориентации – но и наполнить их новым содержанием, современными формами работы, создать уникальную информационно-методическую среду для специалистов образовательных учреждений.

Во всех округах есть психологи, методисты и учителя, которые работают с таким азартом, что невольно передают его ученикам и коллегам. Таких людей необходимо беречь и поощрять. Пока же многие из них занимаются профориентационной работой фактически на общественных началах, покупая бумагу для бланков и опросников на свои деньги.

Эффективность профориентационной работы определяется верностью подхода к решению задачи и наличием современных технологий. Сегодня уже недостаточно надежных методик и качественных профориентационных программ для всех классов, начиная с первого – чтобы конкурировать с Интернетом, телевидением и глянцевыми журналами мы должны развивать тематические сайты, делать телепередачи, компьютерные игры, электронные книги, осваивать молодежные журналы, привлекая к этой работе самих подростков. Такой опыт есть – в рамках Федерального проекта «Образование» разработана линия профориентационных программ для подростков «Время выбирать профессию», включающая сайт proftime.edu.ru, видеофильм, электронный учебник, аудиокнигу и программу компьютерной диагностики, которые уже активно используются во всех округах Москвы.

Убеждена, что ресурсы столичной профориентации позволяют развить опыт создания подобных технологий с учетом интересов столичного региона.

Но все это – только формы. Наша задача – наполнить их новым содержанием, не сводимым к формированию традиционных «знаний, умений, навыков» в приложении к задачам выбора профессии, а помогающим нашим детям найти смыслы и ценности, лежащие за пределами профессиональной деятельности. Верный ответ на вопрос «Каким быть?» должен быть найден прежде, чем задан вопрос «Кем быть?»

1Назимов И.Н., Социально-экономические проблемы профориентации населения: теория и практика профориентации, Петрозаводск, 1991.
2Инструктивные письма №10/22-С от 25.03.1992, № 14-М от 18.05.1992.
3Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, 2002.