Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. М.Ларни.

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Профессиональное самооопределение: традиции и новаторство

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Библиотека профконсультанта -> Резапкина Г.В.

Галина Владимировна Резапкина, ст.н.с. Федерального института развития образования и Академии социального управления (Москва)

Эффективность профессиональной ориентации определяется двумя факторами: верностью подхода к решению задачи и наличием современных технологий.

Сто лет назад американский психолог Парсонс предложил на первый взгляд логичную модель профессионального выбора. По мнению ученого, достаточно «просчитать» человека с помощью тестов, узнать требования каждой профессии, а затем организовать встречу человека с «подходящей» профессией.

Ничего не получилось. Те, кто идеально вписывался в психограммы, нередко выбирали противоположные виды деятельности. И становились лучшими в своей профессии.

Другой подход к решению задач профессионального самоопределения еще в середине XIX века сформулировал в эпиграфе к своей статье «Вопросы жизни» великий русский ученый Н. И. Пирогов:

"К чему вы готовите вашего сына? – кто-то спросил меня.
"Быть человеком", – отвечал я.
"Разве вы не знаете, – сказал спрашивающий, – людей собственно нет на свете; это отвлеченное, вовсе не нужное для нашего общества понятие. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди".

Профориентация в последние двадцать лет была крайне неэффективна. Сегодня мы повторяем те же ошибки: строим дом, начиная с крыши – без фундамента и стен, в лучшем случае используя три подпорки – «могу», «хочу», «надо». Но завораживающая логика трех колец, доставшихся в наследство от Парсонса, срабатывает все реже. Хочется одного, «можется» другое, а надо – третье…

Фундамент – это заложенные в семье и развитые в школе качества, отличающие хорошего человека и хорошего профессионала. Профессиональная компетентность, о которой сегодня не пишет только ленивый, не сводится к арифметической сумме профессионально важных качеств, знаний, навыков и умений, а развивается на основе личностных качеств и жизненных ценностей. Если у человек нет любви и сострадания к людям, ни один институт не сделает из него хорошего врача. Перспективные химики отбывают тюремные сроки за изготовление наркотиков в подпольных лабораториях, талантливые программисты – за взлом и использование финансовой информации. Криминальный бизнес захватывает все новые сферы деятельности. И это закономерно, ведь еще двадцать лет назад зависимость заработка от личных усилий отмечали только 7% взрослого населения – остальные считали главными путями к успеху деньги, связи, спекуляцию и мошенничество.

Объективно оценивая результаты десятилетнего пребывания миллионов детей в школе, надо признать, что большинство выпускников не имеют четких представлений о себе и своем месте в жизни. Современная школа в лучшем случае дает сумму знаний, необходимых для поступления в вуз. Делаются попытки задать некие параметры личности – мобильность, коммуникабельность, амбициозность, креативность – но развитие этих качеств в отсутствии правильного мировоззрения несет больше вреда, чем пользы.

Задачи профессионального самоопределения решаемы в рамках аксиологического подхода, который рассматривает человека как высшую цель и ценность общественного развития. Программы профессионального самоопределения, основанные на этом подходе, частично заполняют воспитательный вакуум, помогая молодым людям найти ответы на ключевые вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», «иметь или быть», «быть или казаться», «для чего люди работают», «что для меня главное в жизни».

Это – стратегия. Тактика – это средства, формы, методы, подходы, которые направлены на воспитание у детей и подростков качеств, кардинально отличных от тех, которые вольно или невольно передаются молодым людям сегодня.

В условиях роста информационных и коммуникационных технологий, доступа к глобальным источникам знаний, распространения сетевой организации управления и промышленности наряду с запросами рынка создание национальной инновационной системы является важнейшим фактором благосостояния и безопасности населения.

Но в сферу образования информатизация несет не только большие возможности, но и большие риски. Любая технология нейтральна до тех пор, пока не используется во зло или во благо. В последние годы были разработаны технологии профессионального самоопределения, не сводимые к формированию традиционных «знаний, умений, навыков» в приложении к задачам выбора профиля обучения и подготовки к профессиональной деятельности, а раскрывающие жизненные ценности и смыслы, лежащие за ее пределами. Рассмотрим некоторые из них.

Видеокурс «Время выбирать профессию»

Сегодня влияние телевидения, музыки, кино, молодежных СМИ на воспитание личности подростка выше, чем влияние семьи и школы, вместе взятых. Можно сколько угодно возмущаться этим фактом, но от этого дети не перестанут слушать «свою» музыку и подражать своим кумирам.

Поиск красивых и правильных жизненных стратегий привел к литературе, музыке и кино. Неубедительный в глазах подростков монолог взрослого о том, как надо жить и работать, захотелось оживить цитатами из хороших фильмов, стихами и песнями. Получилось несколько десятиминутных фрагментов, объединенных названием «Дороги, которые мы выбираем». Фраза, сказанная героем фильма, снятого по рассказу О.Генри, задает тон всей видеопрограмме: «Дело не в дорогах, которые мы выбирает. Главное – в том, что внутри нас заставляет нас выбирать эти дороги».

Эти сюжеты органично вписываются в систему классных часов «Беседы о самоопределении», профориентационные уроки и факультативные занятия.

Электронный учебник «Профессия и карьера»

Разработанный по заказу Министерства образования Московской области электронный учебник «Профессия и карьера» позволяет учащимся 8-9 классов самостоятельно или с помощью преподавателя в режиме on-line уточнить свои профессиональные интересы и склонности, познакомиться с правилами выбора и способами получения профессии.

В учебнике рассматриваются важнейшие вопросы профессионального и личностного самоопределения: самооценка и уровень притязаний, профессия и здоровье, способности и профессиональная пригодность, мотивы и потребности, современный рынок труда, пути получения профессии. Тридцать занятий сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока, в состав которых входят упражнения, проекты, контрольные задания, методы психологической диагностики, прошедшие успешную апробацию в рамках национального проекта «Образование». Интересные факты из жизни известных людей, афоризмы и притчи способствуют развитию у подростков целостного представления о смысле профессиональной деятельности.

Сайт «Время выбирать профессию» (proftime.edu.ru)

Разработанный в рамках Национального проекта «Образование» сайт «Время выбирать профессию» знакомит подростков с современным миром профессий, дает возможность разобраться в глубинном смысле профессиональной деятельности, стратегии выбора и путях получения профессии, пройти тестирование и получить результаты диагностики своих профессиональных интересов и склонностей, способностей и личностных особенностей. Кроме тестов в режиме on-line, cправочно-информационных и методических материалов на сайте размещены видеофрагменты о стратегии выбора и путях получения профессии. На сайте предусмотрена работа форума.

Proftime.edu.ru будет полезен и взрослым, заинтересованным в своевременном и точном профессиональном и личностном самоопределении своих детей и учеников. Для педагогов и психологов на сайте размещены методические материалы: профориентационные программы, статьи, методики и рецензии на книги о самоопределении молодежи.

В разделе «События и люди» рассказывается о конференциях, семинарах и проектах в области профориентации молодежи и людях, которые внесли весомый вклад в теорию и практику профориентационной работы.

Cайт «Время выбирать профессию» открыт для всех специалистов в области профориентации, готовых рассказать о своей работе, независимо от титулов, званий и места работы.

Четыре силы способны передавать убеждения и ценности, составляющие суть воспитания: семья, система образования (детский сад, школа, учреждения профессионального образования), религия и средства массовой информации. Их противоречивое, разнонаправленное воздействие дезориентирует детей, тормозит их личностное развитие, затрудняет выбор жизненной философии.

Представленные формы сопровождения профессионального самоопределения – только фрагменты профориентационной работы, которая малоэффективна, если на государственном уровне отсутствует система профессиональной ориентации и внятная стратегия образования, направленная на воспитание нравственной, ответственной и самостоятельно мыслящей личности.