Счастье очень трудно найти в себе и невозможно - в другом месте. Н. Шамфор

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Профессиональная ориентация: достучаться до детей

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Библиотека профконсультанта -> Резапкина Г.В.

Чтобы экскурсия не стала антирекламой профессии

Сегодня, когда во многих регионах профессиональная ориентация признана приоритетным направлением школьного образования, важно не только искать новые подходы и технологии, но возрождать такие очевидные и эффективные формы профориентационной работы, как знакомство школьников с профессиями и профессионалами на их рабочих местах.

Вывоз класса за пределы школы сопряжен с организационными трудностями. Хорошо, если организация или предприятие находятся в шаговой доступности. Если нужен транспорт, естественно обратиться за помощью к «принимающий стороне»: сейчас на многих предприятиях создаются профориентационные службы, они заинтересованы в сотрудничестве.

В большом городе есть возможность выбрать объект внимания с учетом межпредметных связей. Посещение электролампового завода после изучения темы «Электричество» на уроках физики или зверофермы после соответствующей темы на уроке зоологии будет не только эффективной формой профориентационной работы, но и средством закрепления изученного материала. Встреча с инженером-конструктором авиакорпорации может удачно «совпасть» с изучением темы воздухоплавания на уроке физики. Согласование тем не требует особых усилий – достаточно нескольких минут общения на перемене с коллегами-предметниками.

Чтобы экскурсия не стала антирекламой профессии, необходимо обсудить ее детали с руководством предприятия или организации, спланировать маршрут, найти людей, которые могут интересно и доступно рассказать ребятам о своей работе. Экскурсии должны быть логическим продолжением тематических занятий. Например, после уроков, на которых изучаются технические профессии, уместно будет посещение предприятий тяжелой и легкой промышленности, приборостроения и т.п. Другой ход – показать ребятам разнообразие профессий внутри одной отрасли. Так, экскурсия на местное телевидение или в редакцию газеты даст возможность увидеть, скольким людям самых различных профессий мы обязаны своевременным получением информации – редактор, фотокорреспондент, телеведущий, оператор, звукооператор, видеоинженер, корректор, верстальщик и др.

Тем не менее, в последние годы находится все меньше классных руководителей и педагогов-организаторов, готовых вкладывать силы и время в организацию таких экскурсий. В Москве проблема частично решается силами окружных центров социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации. Но центры, во-первых, есть не во всех округах, а, во-вторых, взаимодействие различных организаций и ведомств, как и двадцать лет назад, строится на энтузиазме и личных контактах.

Кто «заказывает» профориентацию?

Большой опыт проведения профориентационных экскурсий накоплен в Центре социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации «Гагаринский» (директор Татьяна Шабанова). Для успешного развития этого направления руководством центра было проделана большая работа, итогом которой стало обращение к руководителям предприятий и организаций ЮЗАО, подписанное руководством префектуры ЮЗАО, профсоюзов и конфедерации промышленников и предпринимателей ЮЗАО, управления образования и самого центра.

Среди партнеров Центра профориентации – Московский метрополитен, ГУП «Мосгортранс», НПФ «Эвитон», ООО «Центр перспективных технологий», КБ «Диполь», ООО «Световод», Академия труда и социальных отношений, 38-я пожарная часть, НПЦ автоматики и приборостроения им. Н.А. Пилюгина, Институт космических исследований РАН, Центр микрографии и реставрации документов Главархива, ОАО «Мосэнерго» и «Мосэнергосбыт», ЗАО «Связь инжиниринг», Межведомственный Суперкомпьютерный Центр РАН, Внуковский аэропорт, Завод термической утилизации «ЭКОТЕХПРОМ», «МОСЛИФТ», Центр противопожарной пропаганды МЧС России, ОВД «Обручевский» и другие предприятия и организации Юго-Западного административного округа г. Москвы.

Специалистами ЦСТАиПО разработана технология проведения экскурсии от школьной заявки и заключения договора о сотрудничестве, положения о проведении экскурсий, четко регламентирующего деятельность сторон до подведения итогов, включающего отчет Центра, отзывы школьников и представителей образовательных учреждений. Профориентационные экскурсии, как и другие виды психолого-педагогического сопровождения выбора профессии, в ЦСТАиПО «Гагаринский» и других центрах оказываются бесплатно.

Не так важно, что происходит раньше – выявление профессиональных интересов и склонностей подростков в кабинете профконсультанта, просмотр уникальной аудио и видеотеки на сайте «Электронный музей профессий» или реальная встреча с профессией – каждый шаг приближает подростка к осознанному выбору будущей профессии.

Экскурсии, организованные государственным учреждением во взаимодействии с партнерскими организациями, способны положительно влиять на региональный рынок труда в том случае, если профессиональные намерения подростков совпадут с потребностями региона. Но для этого нужна адресная профориентационная работа, планируемая на государственном уровне. Заказчиком профориентационной работы должно быть государство, если оно заинтересовано в подготовке квалифицированных специалистов. Пока же этот «заказ» внятно не сформулирован: то «повышать престиж рабочих специальностей», то «воспитывать потребителя, а не творца»...

В отсутствие государственной системы и целостной концепции профессиональной ориентации, межведомственной разобщенности выбор профессии и трудоустройство выпускников остается головной болью их родителей. Усилий отдельных центров профориентации, которые есть не в каждом столичном административном округе, явно недостаточно.

Если подросток лишен квалифицированного психолого-педагогического сопровождения выбора профессии на протяжении всего школьного обучения и за пределами школы, то психологическая готовность к профессиональному выбору может быть не сформирована. Тогда главным, если не единственным авторитетом для него станет отец, а чаще – мать.

Хорошо, если родители учитывают интересы, склонности и потребности своих детей, если они способны прогнозировать последствия профессионального выбора, если они свободны от стереотипов и не пытаются с помощью детей реализовать свои амбиции. Их дети меньше других нуждаются в помощи профконсультанта – благодаря правильному воспитанию выбор профессии проходит своевременно и естественно. Но таких родителей мало, поэтому растет спрос на работу специалиста по выбору профессии и планированию карьеры.