Специалисты утверждают, что нельзя в гневе шлёпать детей. А когда можно? Когда у вас праздничное настроение? Р. Барр

Итоги Всероссийского конкурса программ профессиональной ориентации «Время – выбирать профессию, место – Россия».

Как помочь ученикам найти свое место в жизни. Классные часы в 5-9 классах «Беседы о самоопределении»

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Библиотека профконсультанта -> Резапкина Г.В.

Объективно оценивая результаты десятилетнего пребывания миллионов детей в школе, надо признать, что большинство выпускников не имеют четких представлений о себе и своем месте в жизни. Современная школа в лучшем случае дает сумму знаний, необходимых для поступления в вуз. Делаются попытки задать некие параметры личности – мобильность, коммуникабельность, амбициозность, креативность – но развитие этих качеств в отсутствии правильного мировоззрения несет больше вреда, чем пользы.

Мировоззрение – основа всякого познания – складывается под воздействием как минимум трех сил: семья, система образования (детский сад, школа, учреждения профессионального образования) и средства массовой информации. Рассмотрим их влияние.

Семья

Далеко не каждая семья целенаправленно ставит перед собой воспитательные задачи – чаще всего ребенка просто кормят, одевают и пасут. Воспитание в семье чаще всего идет опосредованно – ребенок считывает и усваивает модели поведения родителей, пропуская мимо ушей их сентенции. Если родители курят, их призывы к здоровому образу жизни – пустое сотрясение воздуха. Речь, поведение, стиль общения, отношение к работе и другим людям – все это крепко впечатывается в пластичную душу ребенка, определяя его жизненную философию. Фрагментарность, противоречивость, непоследовательность и риск передачи деструктивных моделей поведения – вот риски семейного воспитания.

Школа

Хотя воспитание по определению является составной частью образования, воспитательная работа сегодня становится уделом энтузиастов-одиночек. В каждой образовательной области заложен мощный воспитательный потенциал, но его реализация требует серьезной научно-методической проработки. Существует масса авторских и компилятивных программ, направленных на развитие того, что автор считает нужным развивать, но нет осмысленной стратегии воспитательной работы ни в детском саду, ни в школе. Самый простой предмет невозможно сделать, не имея хотя бы мысленного плана действий. Однако вопрос «Какими вы хотели бы видеть своих учеников?» обычно ставит воспитателей и учителей в тупик. Среди проблем школьного образования необходимо выделить отсутствие осмысленной стратегии воспитательной работы, фрагментарность, «лоскутность» образования, игнорирование вопросов, затрагивающих душевную и духовную сферы

СМИ

О пагубном влиянии средств массовой информации, включающих телевидение, глянцевые журналы, интернет сегодня не пишет только ленивый. Действительно, СМИ нередко эксплуатируют и подкрепляют не самые лучшие человеческие качества. Но этот фактор приобретает решающее значение только в том случае, если не работают два предыдущих, то есть ребенок не имеет начального представления о добре и зле, заложенных в семье и развитых в школе. На ТВ хватает хороших фильмов и передач, в Интернете каждый находит то, что ищет, – человек, имеющий нравственный иммунитет, способен фильтровать информацию в соответствии со своими убеждениями и ценностями.

Противоречивое, разнонаправленное воздействие семьи, школы и социума дезориентирует детей, тормозит их личностное развитие, затрудняет выбор жизненной философии, формируя рыночный тип личности, воспринимающей других как товар, который надо купить подешевле, а себя – продать подороже. Дороже всего стоят услуги на грани или за гранью закона.

Профессиональное самоопределение реализуется только в контексте общего самоопределения, психолого-педагогическое сопровождение которого должно идти в течение всего обучения в школе, а не эпизодически, на этапе выбора профиля обучения, как это происходит сейчас, и поддерживаться в семье и обществе.

Школе сегодня как никогда нужен качественный, адекватный современным задачам инструмент развития «инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умения выбирать профессиональный путь, готовности обучаться в течение всей жизни» (Образовательная инициатива «Наша новая школа») и многих других качеств, определяющих профессиональную и личностную успешность человека.

В комплект, подготовленный к печати ОИЦ «Академия», входят классные часы «Беседы о самоопределении» для 5-9 классов, сборники тренингов для учащихся, их родителей и учителей, написанные в соавторстве с известными психологами образования – В.А. Родионовым, М.А. Ступницкой, Е.А. Поярковой, А.Н. Соболевой, И.О. Телегиной, а также книги для самостоятельного чтения в 5-7 и 8-9 классах.

Учебно-методические пособия этой серии разработаны в русле аксиологического подхода, что не отменяет традиционной профессиональной ориентации как поиска совпадений между «могу», «хочу» и «надо». С 2012 учебного года в библиотеках московских школ появилась первая из пяти книг, «Беседы о самоопределении», включающая сценарии сорока классных часов для 5-9 классах, на которых с учетом возрастных особенностей учащихся последовательно рассматриваются важнейшие вопросы, связанные с личностным и профессиональным самоопределением:

  • формирование реалистичной самооценки;
  • направленность личности;
  • развитие эмоциональной сферы;
  • диагностика особенностей мышления в целях выявления склонностей к разным видам деятельности;
  • уточнение профессиональных интересов и склонностей;
  • знакомство с миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры.

Восемь сквозных тем классных часов предваряют комментарии, уточняющие авторский подход к решению задач самоопределения школьников и процедуру проведения занятий.

Цель занятий – развитие у школьников устойчивой потребности в саморазвитии и самоопределении на основе самопознания, самообразования и самовоспитания.

В основе этих сценариев – программа «Уроки самоопределения», удостоенная в 2008 году диплома первой степени на Всероссийском конкурсе авторских программ в номинации «Воспитание в классе». В соответствии с Федеральным государственным стандартом для основной школы программа направлена на формирование целостного мировоззрения, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. (Федеральный государственный стандарт для основной школы)

Тексты, упражнения и методики, включенные в программу, объединяет подход к решению задач профессионального самоопределения, который не сводится к формированию традиционных «знаний, умений, навыков», а помогает найти смыслы и ценности, лежащие за их пределами. Ответ на вопрос «Каким быть?» должен быть найден прежде, чем на вопрос «Кем быть?»

Помощь в самоопределении не сводима к диагностике способностей и обучению навыкам планирования карьеры. Если мы хотя бы не пытаемся раскрыть смыслы и ценности, лежащие за пределами профессиональной деятельности, мы никогда не вырвемся из замкнутого круга: «Для чего мы работаем?» – «Чтобы жить!» – «А для чего живем?» – «Чтобы работать!»

Было бы самонадеянно рассчитывать на явные и быстрые результаты, даже если мы сами имеем верные жизненные ориентиры, если нам созданы благоприятные условия для работы и мы вооружены самыми передовыми технологиями. Неизвестно, где, когда и в каком виде прорастет посеянное – но если ничего не делать сегодня, завтра уж точно ничего не вырастет. Есть выражение: «Можно привести лошадь к реке, но нельзя заставить ее пить».

Хочется его перефразировать: мы не можем заставить пить, но можем привести к реке!

Электронные версии классных часов в свободном доступе на сайтах metodkabi.net.ru и proftime.edu.ru.