Существует определение, гласящее, что смыслы и ценности - не что иное, как реактивные образования и механизмы защиты. Что до меня, то я бы не хотел жить ради моих реактивных образований, и еще менее - умереть за мои механизмы защиты. В. Франкл

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Библиотека профконсультанта -> Лернер П.И.

Автор - П. С. Лернер

В литературных источниках термин "самоопределение" употребляется в различных значениях. Так, говорят о самоопределении культурном, национальном, политическом, религиозном, экономическом и др. При этом нельзя не согласиться, что личностное самоопределение определяет развитие самоопределения социального и профессионального.

В.Ф. Сафин и Г.П. Ников [19] считают движущей силой самоопределения личности противоречия между “хочу” - “могу” - “есть” - “ты обязан”, которые трансформируются в “я обязан, иначе не могу”. Исходя из этого авторы утверждают, что соотнесение данных элементов, т.е. самооценка, которая наряду с идентификацией является вторым механизмом для самоопределения личности, без которого невозможна персонификация. При их взаимодействии первый механизм по преимуществу обслуживает поведенческий аспект самоопределения, второй — когнитивный.

В возрастном аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко и полно была рассмотрена Л.И. Божович [2]. Характеризуя социальную ситуацию развития старших школьников, она указывает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение представляет собой аффективный центр их жизненной ситуации. подчеркивая важность самоопределения, Л.И. Божович не дает его однозначного определения; это “выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни”, “поиск цели и смысла своего существования”, “потребность найти свое место в общем потоке жизни”. Пожалуй, наиболее емким является определение потребности в самоопределении как потребности слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о самом себе и тем самым определить смысл своего собственного существования.

Л.И. Божович зафиксировала чрезвычайно существенную характеристику самоопределения, которая заключается в его двуплановости: самоопределение осуществляется “через деловой выбор профессии и через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования”. К последним, можно отнести, например, отношение к содержанию образования, хотя отношение к тем или иным предметам оказывается значимым фактором. К концу юношеского возраста, по мнению Л.И. Божович, эта двуплановость ликвидируется.

Позже С.П. Крягжде [8,9], рассматривая проблему выбора профессии, отметит, что “ни в психологической, ни в социологической литературе нет ответа на вопрос, как же происходит переход от романтической направленности к реальному выбору”.

Работы Л.И. Божович многое дают для понимания психологической природы самоопределения. Во-первых, она показывает, что потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза – на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. Во-вторых, потребность в самоопределении рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом, формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования. В-третьих, самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, как устремленность в будущее. Наконец, в-четвертых, самоопределение подразумевает выбор профессии, но не сводится к нему.

И.В. Дубровина [6] вносит уточнение в проблему самоопределения как центрального момента в раннем юношеском возрасте. Результаты проведенных исследований. позволяют утверждать, что основным психологическим новообразование раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое (личностное, профессиональное, шире – жизненное), а психологическую готовность к самоопределению, которая предполагает: а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы; в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником. Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем.

С.П. Крягжде [9] отмечает, что на начальном этапе профессионального самоопределения оно носит двойственный характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга, профессиональной школы — социальный выбор. С.П. Крягжде указывает, что если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то юноша (девушка) пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. По мнению автора, социальное самоопределение представляет собой ограничение себя определенным кругом профессий – это качественно более низкий уровень профессионального самоопределения.

Такое понимание, однако, не является общепринятым. Так, Ф.Р. Филиппов, также понимающий социальную ориентацию как ориентацию на определенные виды труда, подчеркивает самостоятельную значимость этой ориентации для формирования жизненного плана. По-видимому, здесь следует говорить не только об ориентации на характер труда, но о более широкой и личностно значимой ориентации на определенное место или, точнее, уровень в системе социальных отношений, на определенный социальный статус.

Сегодня важным фактором, определяющим формирование профессионального самоопределения, является коммерциализация отношений в обществе. По существу происходит замена профессиональной карьеры — предпринимательской. Это осложняет профессиональное становление человека. Переходное состояние экономики обусловило перекос в системе профессиональных ценностей: современный человек (особенно молодой человек) с его личностными особенностями, включающийся в рыночные отношения, стремится к достижению материального благополучия наиболее быстрым путем. Необходимость выживания заставляет его изменить своему призванию и выбрать такую профессию, овладение которой обеспечит более высокие материальные возможности. То есть существует сильная мотивация к овладению "доходной" профессией, но зачастую нет необходимых личностных качеств [10]. Также существует и противоречие между мотивацией выбора профессии и отсутствием возможности для обучения (в том числе и материальной).

Экологию детства, отрочества и юности допустимо рассматривать как систему защит растущего человека от природы (холод, голод, болезни, стихийные бедствия и др.), предметного мира (урбанизация, игрушки, СМИ, шумы, вибрации и поля, компьютеры, потоки информации и др.), социума (отчуждение, разделение труда, ”одиночество в толпе”, расслоение, "одномерный человек", напряженность, войны, эксплуатация, насилие и др.), родителей (диктат, насилие, стандартизация, программирование, эксплуатация, несвобода и др.), воспитательно-образовательного процесса (заданность, унифицированность, отчуждение, педагогический диктат и др.), самого себя (наследственность, комплексы, психическая структура личности, привычки, физическая и/или психическая инвалидность и др.) [10,11] .

Однако любая защита оказывается эффективной лишь при отчетливом понимании факторов опасности [7,15], хотя бы на уровне описания их и возможных последствий, и попытки ответа на вопрос: что мы не должны взять в школу третьего тысячелетия?

Таким образом, гуманистическое образование должно быть направлено на увеличение жизненных шансов в изменяющихся условиях жизнедеятельности личности и индивидуальности. Другими словами, образование должно обеспечивать встречу человека с самим собой, в том числе через приобретение именно своей профессии, которое вполне можно считать частью человеческого счастья – когда свободный человек утверждает, что его профессия, специальность самые лучшие. Образование должно стать фактором повышения ресурсности личности [22].

В зарубежной психологии в качестве аналога понятия “личностное самоопределение” выступает категория “психосоциальная идентичность”, разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном. Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является “нормативный кризис идентичности”. Термин “кризис” употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям.

Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного “Я”. Юноша должен ответить на вопросы: “Кто я?” и “Каков мой дальнейший путь?” В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.

В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом – в физическом, социальном и эмоциональном планах.

Поиск идентичности может решаться по-разному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности.

Идентичность при входе на рынок труда существенно усложняется (если не искажается) из-за падения престижа производительного труда для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происходят полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному на получение значительной материальной выгоды любым путем. Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики [18].

Деньги рассматриваются как единственный способ измерить успешность, рождается поколение, готовое использовать любые средства для достижения цели. Это формирует общество, основанное на жесткой конкуренции и оставляющее «лузеров» в стороне.

Образовательные запросы учащихся и социума существенно разнятся по регионам и социальным группам населения, по типам школ (городские школы наукоградов, технополисов, столиц, школы моноиндустриальных средних городов, школы малых городов и поселков, сельские школы, отдельных районов Москвы и др.).

Опасно упустить из рассмотрения колоссальный диапазон качественной вариабельности воспитательно-образовательной деятельности человечества, контрасты между образованием и воспитанием — привилегированным и массовым, общим и специальным, техническим и гуманитарным, свободных и зависимых социальных страт.

Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека [13]. Самосознание – не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе. Самосознание – следствие длительного развития индивида, превращения его в самостоятельного субъекта, устанавливающего определенные отношения с обществом и самим собой. В подростковом и юношеском возрасте становление самосознания напрямую связано с формированием жизненной позиции и жизненной перспективы [18,13].

По мнению Д. Винникотта [4] образование и общество в целом должны воздержаться от ускоренной профессионализации и социализации молодых людей. «Победа, – пишет Д. Винникотт, – это достижение зрелости постепенно, в процессе развития. Ложная зрелость, поверхностное подражание взрослому – это не победа личности». Осваивая внешне-атрибутивную сторону взрослой жизни, молодые люди, преждевременно отказавшиеся от моратория, могут стать социальными функционерами, которым чужды экзистенциальные проблемы.

Практическая сторона обсуждаемой проблемы связана с вопросом: нужно или не нужно ставить задачу социализации молодого человека как задачу системы образования [23]?

Литература

1. Атутов П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды в 2-хтомах/ Под ред. дпн проф. Г.Н. Никольской. – М.: 2001.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М:; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. – 336 с.
4. Винникотт Д. Игра и Реальность. – М., 2002.
5. Давыдов, В. В. Проблемы политехнизма в школе. – М. - 2005. – 338 с.
6. Дубровина, И.В.Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1987.–184с.
7. Кабатченко М.В. Предложения о разработке нового содержания образования, соответствующего потребностям современного человека и общества. - Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы / материалы научно-практической конференции АПСН, 2009, ч. ΙΙ, с. 152-156.
8. Крягжде С.И. Психология формирования профессиональных интересов / С.И. Крягжде. – Вильнюс, 1981.
9. Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов //Вопросы психологии. – 1985. – №3. – С. 23-30.
10. Лернер П.С. Самоопределение школьников в границах изменения ценностей образования. В сб. Профессиональное самоопределение учащейся молодёжи: становление и развитие методологии и практики: Материалы ΙΙ Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2008 г., Кострома) / Под общей ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Изд. МЭСИ, 2008. - с.44-50.
11. Лернер П.С. Самоопределение растущей личности как смысловой концентр общего среднего образования. – В сб.: Социально-педагогическая поддержка ребёнка в процессе социализации: Материалы Российской научно-практической конференции. М.: МГПИ, АПК и ППРО, 2008. с. 156-160.
12. Магун В., Энговатов М. Динамика притязаний и изменение ресурсных стратегий молодежи (1985-2005 годы). — Отечественные записки, 2006, #3.
13. Медведев А.М., Судьина И.С., Василенко А.В. Самосознание подростков: проект жизненной перспективы: монография: информационно-методический бюллетень № 38 / Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области; ГОУ ДПО «Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы». Волгоград: Издательство «ПринТерра», 2007.
14. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности. –Известия РАО, 2006, # 3. – с.3-17.
15. Новичков В.Б. Необходима новая теория содержания образования. — Народное образование, 2007, # 7, с.147-151.
16. Пилиповский В.Я. Традиционалистско-консервативная парадигма в теории обучения на Западе // Педагогика. 1992. № 9, 10.
17. Пилиповский В. Я. Социопедагогические исследования на Западе: модели школы как социальной структуры // Новые исследования в педагогических науках. М., 1991. Вып. 1(57). С. 12—17.
18. Рогова Р.М. Развитие представлений учащихся об обществе, о времени и о себе. – Известия Академии педагогических и социальных наук, вып. 6: Образование как фактор государственной безопасности. М.: НПО "МОДЭК", 2002, с. 195-207.
19. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 65.
20. Сериков, В.В. Формирование у учащихся готовности к труду.- М.: Педагогика, 2005. – 544 с.
21. Смирнов, И.П. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи / И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург: Сократ, 2005. - 184с.
22. Теоретические основы содержания общего среднего образования/Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. — М.: Педагогика, 1983. - 352 с.
23. Толочек В.А. "Социализация в квадрате": локализация феномена "акме" и его вероятные детерминанты. – Мир психологии, 2005, # 4, с. 50-65.
24. Тубельский А. Скрытое содержание образования и уклад школьной жизни. — Народное образование, 2007, # 9, с.205-211.
25. Чернышев Я.А. Понятие "профессиональная карьера": потребностно-мотивационная характеристика. - Мир психологии, 2008, # 2, с. 221-232.
26. Strauss, W., and Howe, N. Generations. New York: Quill, 1991.
27. Taylor, M. “Meeting generation next.” In A Collection of Papers on Self- study and Institutional Improvement, 2003, ed. The Higher Learning Commission, 112–126. Chicago: The Higher Learning Commission, 2002.
28. Тейлор, Марк. Поколение next: студент эпохи постмодерна, Ж.: Отечественные записки, 2006, # 3