В будничных житейских делах трудолюбие способно делать все, на что способен гений, а, кроме того - множество вещей, которые гений делать не умеет. Б. Уорд

О Всероссийском конкурсе программ профессиональной ориентации, воспитания и социализации школьников «Время – выбирать профессию, место – Россия»

Форма загрузки конкурсных работ

Мартина Н.К. Профориентация: школа и социальное партнёрство

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Материалы Всероссийского совещания-2015

Мартина Надежда Константиновна,
директор МБОУ «СШ № 2-многопрофильная»
(Нижневартовск)

Во время обсуждения концепции развития профориентации Югры губернатор Югры Н.В. Комарова поставила серьезные задачи по обеспечению эффективного самоопределения молодежи в целях достижения баланса личностных потребностей и запросов регионального рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах.

В Нижневартовске сложилась своя система профориентации и допрофессиональной подготовки, в рамках которой регулярно проводятся городские информационно-ознакомительные кампании «Абитуриент», Дни открытых дверей организаций профессионального образования, организуется сетевое взаимодействие организаций основного общего, дополнительного и профессионального образования, предприятий и учреждений города, проводится мониторинг организации профильных классов и т.д.

Учитывая задачи, поставленные государством в области кадровой политики, мы пришли к выводу, что школе невозможно обойтись без социальных партнёров дополнительного, профессионального образования, работодателей, семьи и общественности.

В нашей модели социального партнёрства весь комплекс совместного решения задач работает на социализацию и формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, задействован все основные направления деятельности школы.

Из новых форм работы на уровне начального общего образования – изучение курса «Введение в мир профессий» и кабинет профориентации, где ребёнок примиряет на себя разные профессиональные роли, что помогает учителям лучше узнать склонности и интересы детей, а детям – сформировать первые представления о мире профессий.

Оправдывает себя и практика организации спортивных классов совместно со Спортивной школой олимпийского резерва по зимним видам спорта. В нашей школе - 4 хоккейных класса: 2 – в начальной школе, 2- в средней. Совместные родительские собрания, праздники, смотры и конкурсы и, конечно же, соревнования – все это способствует тому, что практически все мальчишки этих классов мечтают стать профессиональными хоккеистами. Результат – высокие спортивные достижения учеников, победы в городских, окружных, российских и международных турнирах по хоккею с шайбой.

В профориентации нам помогают не только наши родители и организации дополнительного образования, но и общественные организации. Учащиеся 5-7 классов привлекаются к социальной практике работы в школьных и городских общественных организациях «Надежда», «Школьный Актив города», «Новая цивилизация», «Ориентир», «Жар-птица». Это способствует развитию ответственности и активной жизненной позиции.

Организация социального партнерства школы с учреждениями дополнительного образования создает особую воспитательную среду в школе, которая способствует формированию у детей системы ценностей, позитивной Я-концепции, способности к моделированию своего жизненного и профессионального будущего. Воспитательная среда школы помогает детям определиться не только в том, «кем я буду», но и «каким я буду»!

В школе работает 63 кружка и секции. Это 117 групп, в которых занимается практически вся школа. За 2014-2015 учебный год школа подготовила 223 призёра городских, окружных, российских и международных смотров, конкурсов, олимпиад научно-практических конференций и соревнований и 231-го призёра в дистанционных олимпиадах.

Все эти победы формируют у наших детей интерес к различным областям науки, техники, культуры, спорта и развивают творчество, трудолюбие, конкурентоспособность и, несомненно, играют роль в профессиональном самоопределении наших выпускников.

В профориентации обучающихся 8-9 классов мы особое внимание уделяем умениию делать выбор и соотносить свои способности и возможности с требованиями «своей» будущей профессии. В этом активно помогает строительный колледж, где для обучающихся проводятся профессиональные пробы.

По данным Нижневартовского центра занятости населения на рынке труда востребованы в основном рабочие профессии. Численность безработных граждан, имеющих высшее профессиональное образование - 56,5%. Выпускники 11 классов отдают предпочтение получению высшего профессионального образования.

Из новых форм работы по повышению интереса к рабочим профессиям – создание в школе электронного банка предприятий и профессиональных организаций города и округа. После реальной или виртуальной экскурсии на предприятия или учреждения школьники делают проект об этих предприятиях, профессиях и их требованиях к человеку.

В 10-11 классах мы акцентируем внимание на развитии у старшеклассников способности к выбору в процессе профильного обучения и профессиональных проб с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии.

Мы внимательно относимся к выбору предметов для сдачи ЕГЭ в соответствии с изучаемым в школе профилем. В этом учебном году в химико-биологическом классе все 100 % обучающихся сдают ЕГЭ по химии и биологии.

Востребованной у старшеклассников является такая форма допрофессиональной подготовки, как ведение элективных учебных предметов по выбору «Основы нефте - и газодобычи», «Компьютерное черчение в системе AutoCAD».

Мы проводим телемосты с преподавателями Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, которые проводят лекции и виртуальные экскурсии по университету.

Старшеклассникам и их родителям нравится День вуза, в течение которого проходит встреча с профессорско-преподавательским составом и презентация каждого факультета.

В активе профессионального взаимодействия с организациями высшего образования такие формы работы как ток-шоу «Мой профиль», «Бенефис профессий», конкурс «Ум+красота=студент» и др.

Значимым для выпускников школы является взаимодействие с медицинским колледжем, благодаря которому старшеклассники освоили программу курса по оказанию 1-й медицинской помощи и получили удостоверения Нижневартовского медицинского колледжа. Сейчас осваивают курс «Основы медицинских знаний».

В текущем учебном году начата совместная работа по организации получения профессии водителя категории «В» и «С» на базе строительного колледжа.

Школой отработан проект «Сетевое взаимодействие», в соответствии с которым предпрофильная подготовка и профильное обучение проходит за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов нескольких образовательных организаций общего образования, дополнительного и профессионального образования. Социальное партнёрство с учреждениями профессионального образования позволяет осуществить логичный переход от профильного к профессиональному образованию.

На основе рекомендаций Департамента образования и науки ХМАО-Югры, Департамента образования города, координационный совет сетевого взаимодействия, работающий на базе нашей школы разработал нормативно-правовую базу по сетевому взаимодействию, организовал обучение старшеклассников по элективным учебным предметам на базе школ сетевого взаимодействия и организаций среднего и высшего профессионального образования, а также проводит мероприятия, направленные на «горизонтальный» обмен опытом в сфере организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Это обеспечивает более широкий спектр возможностей самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории развития с учетом будущего профессионального самоопределения, формирование социальной мобильности молодых людей.

Участие в проекте «сетевое взаимодействие» для педагогов создает условия для профессионального роста, для родителей – повышает удовлетворенность качеством образовательного процесса, уверенность в социальной мобильности детей и готовности их к профессиональному самоопределению.

Для школы участие в сетевом взаимодействии предполагает наращивание образовательного потенциала школы, получение качественно новых возможностей, активизацию образовательных инициатив школьного сообщества - обновление форм и методов работы с педагогическим коллективом, обеспечение информационной поддержки образовательного процесса научной, инновационной и методической работы в организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Социальный эффект для организаций профессионального образования заключается в том, что они получают студентов с высокой мотивацией к получению профессионального образования, осознанно выбравших профессию, способных к творческому поиску и интенсивному интеллектуальному труду.

Сетевое взаимодействие содействует развитию системы образования г. Нижневартовска благодаря грамотному распределению материально-технических, кадровых, информационных, методических и других ресурсов в соответствии с Городской программой социально-экономического развития г. Нижневартовска до 2020г., в которой предусмотрено развитие нефте- и газоперерабатывающей отрасли, строительство битумного и целлюлозно-бумажного заводов, строительство детских дошкольных учреждений и развитие других отраслей народного хозяйства, проводится ориентация учащихся школ на профессии, связанные с нефтепереработкой, строительством, дошкольным воспитанием детей, медициной, экологией и сферой услуг.

Мы проводим мониторинг по критерию сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению, по данным которого 97% обучающихся нашей школы удовлетворены условиями профильного обучения (содержанием, условиями, качеством обученности по профильным предметам). Мониторинг критерия социализации старшеклассников за указанный период показывает, что в среднем у 98% имеется позитивная мотивация к обучению, перспектива своей профессиональной карьеры, у 92% сформирована реалистичная самооценка, у 93% - способности к саморазвитию и выбору.

Анализ самоопределения выпускников показывает, что в среднем за последние пять лет процент поступивших в профессиональные образовательные организации в соответствии с изучаемым в школе профилем вырос с 80 до 94 %.

Начиная профессиональную ориентацию с начальной школы, используя ресурсы социального партнёрства, совершенствуя технологии обучения и воспитания, предпрофильную и допрофессиональную подготовку, профильное обучение, школа стремится создать условия для творческой, проектной, исследовательской деятельности, интегрировать урочную и внеурочную работу вокруг цели формирования компетентной личности, способной реализовать себя в условиях инновационной экономики России.