Если человек отправляется от точки, в которой знание не помогает, он идет в направлении смысла. М. Мамардашвили

Итоги Всероссийского конкурса программ профессиональной ориентации «Время – выбирать профессию, место – Россия».

Рудаков В.А. Система профориентации Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Главная страница -> Сопровождение профориентационной работы -> Материалы Всероссийского совещания-2015

Рудаков Владимир Аркадьевич,
заместитель заведующего Центром
развития профессионального образования,
руководитель сектора профориентационной работы
АУ «Институт развития образования»
(Ханты-Мансийск)

В последние три года в образовательных учреждениях автономного округа активизировалась профориентационная деятельность. Этому способствовали документы, принятые региональным органом управления в сфере образования, прежде всего «Концепция развития системы профессиональной ориентации Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» (далее – Концепция), утвержденная ДОиМП ХМАО в феврале 2013года.

В соответствии с Концепцией развитие системы профессиональной ориентации осуществлялось по нескольким направлениям: организационно-управленческое сопровождение; создание и развитие инфраструктуры системы профориентации; научно- и учебно-методическое обеспечение; кадровое обеспечение, обучение педагогических коллективов современным технологиям профориентационной работы.

Организационно-управленческое сопровождение

Прежде всего, мы решили задачу плановой профориентационной деятельности с молодежью. Во всех 22 муниципальных образованиях разработаны и реализуются программы профориентационной работы. В 6 муниципальных образованиях (27%) в программы по профориентации включены необходимый и обязательный минимум профориентационных услуг для обучающихся и их родителей, критерии и показатели оценки результативности профориентационной деятельности.

Другая важная задача – включение в работу не только школ, но и других организаций, в т.ч. работодателей. Организовано взаимодействие в профориентационной деятельности: между школами и учреждениями профессионального образования, вузами, социальной сферы, колледжами и работодателями. Количество заключенных соглашений о взаимодействии выросло за два года в 2 раза.

Сохранили мы и массовые профориентационные мероприятия. Межведомственная акция «Твоя профессия – твое будущее» как единый муниципальный комплекс мероприятий, наиболее содержательно проходит в Сургуте, Югорске, Нефтеюганске. В программе: День открытых дверей вузов и колледжей, конкурсы проектов, выставки рисунков, встречи с профессионалами, экскурсии, рекламная акция "Абитуриент" и др.

В муниципальных территориях проведены круглые столы, форумы, направленные на повышение значимости семейных династий в достижении вершин профессионального мастерства. Среди династий представлены педагоги, нефтяники, оленеводы.

Ежегодно в автономном округе проводится окружной конкурс студенческих работ «Моя профессия – мой выбор» по трём номинациям: «Эссе», «Рекламный продукт» и «Видеоролик «Я выбираю профессию рабочего». В 2015 году на конкурс были представлены 78 работ из учреждений профессионального образования Югры, победителям конкурса по каждой номинации вручены дипломы. Студенческие работы, победившие в конкурсе, размещены на региональном сайте.

Открытость и доступность информации имеют далеко не последнее значение в формировании навыка выбора у выпускников. В автономном округе создана региональная информационная среда: региональный интернет-портал по профориентации, сайты образовательных учреждений, издание учреждениями профессионального и высшего образования проспектов, буклетов, листовок, рекламных роликов. Учреждениями профессионального образования создано и размещено на региональном интернет-портале 10 виртуальных экскурсий (53% УПО подведомственных ДОиМП).

Научно- и учебно-методическое обеспечение профориентационной деятельности

Одним из направлений развития системы профориентации определено научно-методическое и учебно-методическое обеспечение профориентационной работы в автономном округе, которым занимается наш институт, а также вузы Югры.

Научно-методическое сопровождение профориентации включает разработку методических рекомендаций, проведение курсовые мероприятия, обобщение опыта, подготовку проектов нормативных актов, создание инновационных площадок и т.п.

Сотрудниками нашего центра за два года разработаны:
• перечень необходимого и обязательного минимума профориентационных услуг для обучающихся и их родителей (на всех уровнях образования);
• критерии эффективности профориентационной деятельности на всех уровнях образования;
• примерные регламенты профориентационной работы в образовательных учреждениях, которые описывают разделение полномочий на муниципальном и институциональном уровнях;
• два учебно-методических комплекса профориентационного курса для учащихся 5-7-х и 8-9-х классов общеобразовательных учреждений автономного округа (на 16 часов для каждой возрастной группы), а также профориентационные уроки-игры для младших школьников;
• методические рекомендации по пяти актуальным проблемам;
• глоссарий профессиональной ориентации молодежи, содержащий более 300 понятий и терминов по теме.

Вышеперечисленные материалы размещены на сайте www: iro86.ru

На протяжении трёх лет в Югре ежегодно проводится региональный конкурс программ сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательных учреждениях. Цель конкурса: выявить и поддержать лучшие программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; способствовать их распространению. Программа, победившая в конкурсе, размещается на сайте Института развития образования. За три года проведения конкурса экспертизу прошли 84 программы образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования.

В ноябре 2014 года прошла научно-практическая конференция «Профессиональное самоопределение обучающихся: новые подходы, содержание и технологии». В конференции приняли участие ученые, руководители образовательных учреждений и их заместители, учителя, классные руководители, методисты, педагоги-психологи, специалисты образовательных учреждений общего и профессионального образования, представители государственных и общественных организаций Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Мы рассматриваем профильное обучение как часть системы профориентации. Предпрофильная подготовка проходит во всех 9-х классах автономного округа. Профильное обучение организовано в 66% общеобразовательных учреждений автономного округа, программами профильного уровня охвачено 74% старшеклассников. На профориентационную значимость профильного обучения указывает показатель продолжения образования согласно профилю: последние два года примерно 65% выпускников профильных классов в автономном округе продолжают образование или трудоустроены согласно профилю. Наиболее высокие показатели у выпускников химико-биологического, гуманитарного, физико-математического профилей.

Согласно Концепции мы делаем акцент на активных формах профориентационной работы. В общеобразовательных учреждениях организовано прохождение учащимися 8-9-х классов профессиональных проб, а учащимися 10-х классов – социальных практик. Всего в муниципалитетах автономного округа профпробы проводятся по 110 программам, в 2014-15 уч. году их прошли 6418 учащихся (42% 9-классников). Как правило, профпробы проводятся на базе колледжей, но есть опыт их проведения на базе МУК (Сургут, Ханты-Мансийск), центра дополнительного образования детей (Сургутский р-н), муниципальных организаций (Лангепас, Нефтеюганск, Нефтеюганский р-н).

Мы считаем, что разработка и введение минимума профориентационных услуг для обучающихся помогут привести профориентационную работу в определенную систему, обеспечить преемственность между различными ступенями. В предлагаемый проект нами включены практико-ориентированные, организационно-деятельностные, индивидуализированные формы профориентационной работы, что соответствует требованиям ФГОС. На наш взгляд, принципиально важно, что обязательный минимум гарантирует предоставление профориентационных услуг в каждом общеобразовательном учреждении автономного округа по всем направлениям профессиональной ориентации.

Критерии оценивания на всех уровнях общего образования для достижения преемственности и комплексности в профориентационной работе мы определили единые: информационный, мотивационно-ценностный и когнитивно-личностный. Количество показателей по каждому критерию варьируется от 1 до 6-ти, по возрастным группам они различаются в сторону усложнения и конкретизации. На старшей ступени общего образования добавлен деятельностно-практический критерий, который, на наш взгляд, отражает требования использования деятельностного подхода к реализации основных общеобразовательных программ согласно федеральным государственным образовательным стандартам.

На основе расчета по каждому показателю и суммирования баллов по всем критериям в каждой возрастной группе нами выделены три уровня: минимальный, средний и высокий. Минимальный уровень указывает на недостаточное внимание руководства образовательного учреждения и педагогического коллектива к содержанию и разнообразию форм профориентационной деятельности. Таким образом, предложенная система оценки результативности профориентационной деятельности в общеобразовательном учреждении поможет скорректировать данную работу и выйти на более качественный уровень. Подробнее – на сайте iro86.ru

Формирование способности к профессиональному самоопределению является не отдельно стоящей задачей, а частью всей образовательной деятельности. Это своеобразный синтез определенных личностных, метапредметных и предметных результатов образовательной деятельности. Таким образом, формирование способности к профессиональному самоопределению включает ряд взаимосвязанных задач: формирование ценностно-мотивационной основы профессионального самоопределения; способность к постановке целей, разработке образовательной программы и её реализации; развитие необходимых личностных качеств; оценка достигнутых результатов и др.

Обучение педагогов современным технологиям профориентационной работы

За три года повысили свою квалификацию около 650 педагогов учреждений общего, дополнительного и профессионального образования автономного округа. Все заявки образовательных учреждений выполнены – в Югре 280 общеобразовательных учреждений и 24 учреждения среднего профессионального образования.

В автономном округе идет обмен опытом между педагогическими коллективами и муниципальными образованиями. Площадкой обсуждения проблемных вопросов являются, научно-практические конференции, семинары, вебинары и др. формы.

Решение актуальных проблем дисбаланса намерений профессионального будущего выпускников через получение высшего образования и потребностями регионального рынка труда в рабочих профессиях в ряде муниципалитетов видят в создании действенных механизмов координации деятельности по профессиональной ориентации образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования, с акцентом на нужды рынка труда своего города и региона. В частности, взаимодействие с социальными партнерами в муниципальной сети осуществляется в процессе реализации совместных мероприятий, проводимых на взаимовыгодных условиях, а обязанности сторон закрепляются соглашениями о сотрудничестве.

Одно из направлений взаимодействия с заказчиками на подготовку специалистов необходимой квалификации в автономном округе - система сертификации квалификаций выпускников колледжей с участием объединения работодателей Югры. В 2014 году выдано 425 сертификатов профессиональных квалификаций выпускникам по программам среднего профессионального образования (что составляет 28% от их общего количества), в 2015 году – выдано более 900 сертификатов (42% от общего количества выпускников СПО).

Мы считаем, что в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в основном сложилась система профессиональной ориентации молодежи.

Но мы не ограничиваемся только рамками автономного округа, в последнее время активно взаимодействуем с другими субъектами УрФО.

В рамках реализации проекта «Славим человека труда!» Уральского федерального округа создается профориентационный комплекс «Лаборатория профессий». Проект реализуется при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе. В 2015 году проект «Лаборатория профессий» получил поддержку Общественной палаты Российской Федерации и стал победителем на получения Президентского гранта на создание учебно-методического комплекса ранней профориентации.

Учебно-методический комплекс (УМК) профориентационной направленности «Лаборатория профессий. Дошкольник» и «Лаборатория профессий. Младший школьник» будет включать в себя: учебный план, программы и методические рекомендации для педагогов с учетом возрастных особенностей обучающихся. УМК для дошкольников разрабатывает группа из Нижнего Тагила, а для младших школьников – группа, в которую входят представители автономного округа. В дальнейшем предполагается апробация УМК и обобщение опыта профориентационной практики каждого субъекта Уральского федерального округа.

В автономном округе последовательно осуществляется реализация концепции, но мы ощущаем недостаточное внимание к проблеме профориентации обучающейся молодежи со стороны федеральных властей. В связи с этим, разработанная группой ученых «Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования», может стать документом, консолидирующим федеральные и региональные ресурсы, задающим вектор дальнейшего развития сферы профориентации.